Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: 9060684949
Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 8-Г09-21

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 августа 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №8-Г09-21

от 19 августа 2009 года

 

председательствующего В.Б. Хаменкова,

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе правительства Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 14 апреля 2009 года, которым удовлетворено заявление ЗАО «Агромир» о признании недействующим в части постановления правительства Ярославской области от 26 ноября 2008 года № 619-п «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

26 ноября 2008 года правительством Ярославской области принято постановление «О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда» с Приложением «Перечень земельных участков, переводимых из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда».

Подпунктом 64 названного Приложения разрешен вопрос о переводе земельного участка, расположенного по адресу: Рыбинский район, Михайловский сельский округ, кадастровый номер земельного участка 76:14:000000:155, площадь земельного участка 17110000 кв. м., из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.

ЗАО «Агромир» обратилось в суд с заявлением о признании приведённых положений незаконными, ссылаясь на то, что указанный выше земельный участок предоставлен ему в постоянное (бессрочное) пользование и в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ, Федеральных законов «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» без его согласия не мог быть переведён из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.

Решением Ярославского областного суда 14 апреля 2009 года заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе правительство Ярославской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган

государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

В перечне документов, которые должны быть приложены к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установленном частью 4 этой же статьи, в качестве одного из документов указано согласие правообладателя земельного участка на его перевод из состава земель одной категории в другую.

Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 № 172-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Как видно из материалов дела, земельный участок с указанным выше кадастровым номером, категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства согласно свидетельству о государственной регистрации права находится в постоянном (бессрочном) пользовании ЗАО «Агромир», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19 июля 2007 года сделана соответствующая запись о регистрации.

Судом установлено, что правительство Ярославской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области на момент принятия оспариваемого постановления располагали сведениями о регистрации права постоянного бессрочного пользования ЗАО «Агромир», однако данное право в установленном законом порядке не оспорили.

По настоящее время решений о признании недействительными правоустанавливающих документов ЗАО «Агромир» и прекращении его права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком судом не принято.

К ходатайству о переводе данного участка в земли лесного фонда согласие ЗАО «Агромир» не приложено.

Из чего суд сделал правильный вывод о том, что правительство Ярославской области, рассмотрев ходатайство заинтересованного лица о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия на перевод правообладателя земельного участка - ЗАО «Агромир», нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.

Учитывая, что в силу пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую, суд принял обоснованное решение об удовлетворении заявления ЗАО «Агромир» и признании оспариваемых им положений постановления недействующими.

Доводы правительства Ярославской области о том, что согласия ЗАО «Агромир» на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую не требовалось, что такое согласие должно быть получено только от собственника земельного участка, проверялись судом и правильно признаны им не основанными на законе.

Понятие «правообладатель», приведенное в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со статьёй 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен.

Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (ст.ст. 216, 305 ГК РФ).

Доводы жалобы о разрешении судом прав лиц, не привлечённых к участию в деле - департамента лесного хозяйства по Ярославской области, Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ярославской области являются необоснованными.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 251 ГПК РФ к заинтересованным лицам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

Вопросы законности приобретения ЗАО «Агромир» прав землепользования, на необходимость разрешения которых ссылается в жалобе кассатор, выходят за рамки настоящего спора.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба правительства Ярославской области не содержит.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

 

определила:

 

решение Ярославского областного суда от 14 апреля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Ярославской области -без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 8-Г09-21

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГК РФ Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками
ГК РФ Статья 269. Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования
ГК РФ Статья 305. Защита прав владельца, не являющегося собственником
ГПК РФ Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
ЗК РФ Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Производство по делу

Загрузка
Наверх