Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 8-Г09-38

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 января 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Макаров Геннадий Васильевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

Дело №8-Г09-38

13 января 2010 года

г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Меркулова В.П.

судей Макарова Г.В. и Борисовой Л.В.

при секретаре Росляковой Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Щапова Андрея Николаевича об оспаривании в части постановления Администрации Ярославской области от 28.08.2006 г. № 192-а по кассационной жалобе Щапова А.Н. на решение Ярославского областного суда от 19 октября 2009 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., объяснения Щапова А.Н., поддержавшего доводы жалобы и представителей Правительства Ярославской области Скворцова И.Г. и Мамаевой Н.В., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

28 августа 2006 года Администрацией Ярославской области принято Постановление № 192-а «Об утверждении Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья», которым утверждено «Положение о порядке предоставления молодым семьям безвозмездных субсидий на приобретение (строительство) жилья» (далее Положение).

Пунктом 10 раздела II Положения «Порядок формирования списков молодых семей-участников подпрограммы предусмотрено: Государственный заказчик Программ утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и списки молодых семей, включённых в резерв на получение социальной выплаты в планируемом году, на основании сводного списка, указанного в пункте 9 данного раздела Положения, с учётом предварительных контрольных цифр обеспечения жильём молодых семей в планируемом году (далее - контрольные цифры), определённых государственным заказчиком подпрограммы, и размера средств на предоставление социальных выплат, предусматриваемых в областном и местных бюджетах на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Программ, - с учётом указанных средств (абзац первый); Изменения в утверждённые списки молодых семей, включённых в резерв на получение социальной выплаты в планируемом году, вносятся государственным заказчиком Программ в последний рабочий день месяца по письменному обращению органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области из числа молодых семей, подавших в планируемом году документы, указанные в пункте 1 раздела II Положения (абзац четвёртый); Внесение изменений в утверждённые списки молодых семей, включённых в резерв на получение социальной выплаты в планируемом году, допускается в пределах утверждённых контрольных цифр по муниципальным районам (городским округам) области или в пределах лимитов средств местных бюджетов, установленных на эти цели, на основании письменного заявления молодой семьи (абзац пятый); Изменения в утверждённые списки молодых семей, включённых в резерв на получение социальной выплаты в планируемом году, формируется в хронологической последовательности в соответствии с датой признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (абзац шестой). Пунктом 11 этого же раздела предусмотрено: Выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и списка молодых семей, включённых в резерв на получение социальных выплат в планируемом году, доводятся государственным заказчиком программ до сведения органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области (абзац первый). Пунктом 2 Раздела IV Положения «Организация работы по выдаче свидетельств» предусмотрено - в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, предназначенных для предоставления социальных выплат молодым семьям -претендентам на получение социальных выплат, свидетельства на высвободившуюся сумму средств подлежат выдаче молодым семьям, включённым в резерв на получение социальных выплат, в порядке очерёдности, определённой списком молодых семей, включённых в резерв на получение социальных выплат, указанным в пункте 10 раздела II Положения.

Щапов А.Н. обратился в суд об оспаривании приведённых выше норм Положения, в частности, абзаца первого п. 10 и абзаца первого пункта 11 раздела II Положения в части слов «и списки молодых семей, включённых в резерв на получение субсидий в планируемом году», и других приведённых норм в полном объеме.

Требования заявителя мотивированы тем, что в соответствии с п. 3 раздела I, п.п. 9,10 раздела II Положения о порядке предоставления молодым семьям безвозмездных субсидий на приобретение (строительство) жилья (далее - Положение), утверждённого постановлением Администрации Ярославской области от 28.08.2006 г. № 192-а, его семья включена в список резерва. Пункт 10 раздела II Положения предусматривает утверждение государственным заказчиком Программы двух списков: списка молодых семей - претендентов на получение субсидий в планируемом году и списка молодых семей, включённых в резерв на получение субсидии в планируемом году, что противоречит постановлению Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее Правила), согласно п. 26 которых орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает только один список, а именно, список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году. Однако, Правительство Ярославской области не привело оспариваемое положение в соответствие с федеральным законодательством и, как следствие, нарушено его право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2009 году, что не соответствует конституционным принципам.

По делу постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Щапов А.Н. просит отменить судебное решение, как вынесенное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на аналогичные указанным при обращении в суд доводы, которые необоснованно не приняты во внимание.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

Вывод суда об отказе в удовлетворении заявления основан на результате анализа как федерального законодательства, так и оспариваемых норм.

Суд обоснованно указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт в части формирования и утверждения списка молодых семей, включённых в резерв на получение социальной выплаты в планируемом году, принят по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и нормам федерального законодательства не противоречит.

Пункт 26 Правил (13.05.2006 г.) предусматривает: Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей -претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учётом предварительных контрольных цифр, определённых в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы, с учётом указанных средств. Распределение субсидий, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации подпрограммы, осуществляется по методике, утверждаемой законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в утверждённые списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами. Пунктом 37 этих же Правил установлено: В случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на софинансирование мероприятий подпрограммы и предназначенных для предоставления социальных выплат молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат, свидетельства на высвободившуюся сумму средств подлежат выдаче молодым семьям - участникам подпрограммы в порядке, утверждённом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил. Из указанного следует, что орган исполнительной власти субъекта вправе утверждать порядок выдачи свидетельств на высвободившуюся сумму средств молодым семьям -участникам подпрограммы, а в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на софинансирование мероприятий подпрограммы и предназначенных для предоставления социальных выплат молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат.

Суд правомерно признал, что оспариваемые Щаповым А.Н. нормы предусматривают порядок выдачи свидетельств на высвободившуюся сумму средств молодым семьям - участникам подпрограммы. При этом, указанный порядок утверждён в установленном порядке компетентным органом в пределах предоставленных правительству области полномочий и в соответствии с пунктом 26 Правил, поскольку утверждение списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и списков молодых семей, включённых в резерв на получение социальной выплаты в планируемом году предоставлено одному и тому же органу -Государственному заказчику Программ, списки утверждаются только на основании сводного списка и с учётом предварительных контрольных цифр обеспечения жильём молодых семей в планируемом году, определённых государственным заказчиком подпрограммы, и размера средств на предоставление социальных выплат, предусматриваемых в областном и местных бюджетах на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Программ, с учётом указанных средств.

Включение семей в список молодых семей, включённых в резерв на получение социальной выплаты в планируемом году, как правильно указал суд, является дополнительной гарантией молодым семьям, не попавшим в списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году с целью соблюдения очерёдности при возможности (необходимости) решения вопроса о включении семьи в список претендентов на получение субсидий.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству у суда не имелось.

Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Ярославского областного суда от 19 октября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Щапова А.Н. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 8-Г09-38

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх