Дело № 81-АПГ12-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 24 октября 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №81-АПГ12-4

от 24 октября 2012 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.

при секретаре Тихонове М.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Жаркой [скрыто], Заболотновой [скрыто], Полиенко

[скрыто] Г I на решение Кемеровского областного суда от 3 июля

2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления Вахрушевой Н.В., Жаркой Т.В., Заболотновой Л.А., Полиенко М.Г. о признании недействующим пункта 2 статьи 1 закона Кемеровской области от 26 апреля 2012 года № 27-03 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области» в части признания утратившими силу пунктов 3 и 5 статьи 24 закона Кемеровской области от 29 сентября 2011 года № 95-03 «О контрольно-счетной палате Кемеровской области».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения Жаркой Т.В., Заболотновой Л.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Совета народных депутатов Кемеровской области Гулевич Т.И., представителя Губернатора Кемеровской области Федотовой В.И., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Советом народных депутатов Кемеровской области принят закон Кемеровской области от 29 сентября 2011 года № 95-03 «О контрольно-

счетной палате Кемеровской области», статья 24 которого предусматривала, что председатель, аудиторы контрольно-счетной палаты, назначенные до вступления в силу настоящего закона, осуществляют свои полномочия до истечения срока полномочий, на который они назначены, в случае их соответствия требованиям, установленным статьей 8 настоящего закона (пункт 3); полномочия председателя, аудиторов контрольно-счетной палаты, образованной в соответствии с законом Кемеровской области от 25 августа 1998 года № 42-03 «О контрольно-счетной палате Кемеровской области», прекращаются не позднее четырех месяцев со дня работы нового созыва Совета народных депутатов Кемеровской области и не ранее дня принятия данным созывом постановления о назначении нового председателя и нового состава аудиторов контрольно-счетной палаты (пункт 5).

Пунктом 2 статьи 1 закона Кемеровской области от 26 апреля 2012 года № 27-03 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области» пункты 3, 4 и 5 статьи 24 закона Кемеровской области от 29 сентября 2011 года № 95-03 «О контрольно-счетной палате Кемеровской области» признаны утратившими силу.

Аудиторы контрольно-счетной палаты Кемеровской области Вахрушева Н.В., Жаркая Т.В., Заболотнова Л.А. и Полиенко М.Г., назначенные на должности постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 25 февраля 2009 года № 197 в соответствии с законом Кемеровской области от 25 августа 1998 года № 42-03 «О контрольно-счетной палате Кемеровской области» сроком на 5 лет, обратились в Кемеровский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 статьи 1 закона Кемеровской области от 26 апреля 2012 года № 27-03 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области» в части признания утратившими силу пунктов 3 и 5 статьи 24 Закона Кемеровской области от 29 сентября 2011года № 95-03 с момента принятия.

Заявители указали, что служебные контракты с ними были заключены до вступления в силу закона Кемеровской области от 29 сентября 2011 года № 95-03, поэтому в силу пункта 3 статьи 24 названного закона они имели право осуществлять свои полномочия до истечения срока, на который были назначены. Между тем, 28 апреля 2012 года во исполнение закона Кемеровской области от 26 апреля 2012 года № 27-03 председателем контрольно-счетной палаты Кемеровской области издан приказ о сокращении со 2 июля 2012 года их должностей, они были предупреждены о предстоящем увольнении по сокращению штатов, хотя срок их полномочий по ранее заключенным служебным контрактам не истек. При расторжении служебных контрактов он будет меньше срока полномочий законодательного (представительного) органа, что противоречит части 4 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», предусматривающему, что срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или

муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа.

По мнению заявителей, оспариваемая норма содержит нормы трудового права, поскольку непосредственно регулирует сроки заключения трудового (служебного) контракта между полномочным представителем работодателя (контрольно-счетной палатой Кемеровской области) и заявителями -аудиторами контрольно-счетной палаты Кемеровской области, и сокращает срок полномочий аудиторов контрольно-счетной палаты Кемеровской области, нарушая их субъективные права.

Решением Кемеровского областного суда от 3 июля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Жаркой Т.В., Заболотновой Л.А., Полиенко М.Г. ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" составляют законодательные (представительные) органы государственной власти, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с уставом субъекта Российской Федерации.

Статьей 37 Устава Кемеровской области определено, что в целях контроля за расходованием финансовых ресурсов Кемеровской области и распоряжением собственностью Кемеровской области Советом народных депутатов Кемеровской области формируется контрольно-счетная палата. Правовой статус контрольно-счетной палаты, порядок ее организации и деятельности, гарантии аудиторов определяются законом Кемеровской области.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 157 Бюджетного кодекса РФ закреплено право законодательных (представительных) органов на создание органов государственного финансового контроля для осуществления контроля за исполнением бюджета.

Во исполнение приведенных требований федерального законодательства, Устава Кемеровской области принят закон Кемеровской области от 29 сентября 2011 года № 95-03 «О контрольно-счетной палате Кемеровской области».

Статья 4 закона в редакции от 29 сентября 2011 года предусматривала, что контрольно-счетная палата образуется в составе председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата контрольно-счетной палаты (пункт 1); председатель контрольно-счетной палаты замещает государственную должность Кемеровской области (пункт 2); заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетной палаты замещают высшие должности государственной гражданской службы Кемеровской области (пункт 3); срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетной палаты составляет пять лет (пункт 4).

Статья 24 закона в этой же редакции предусматривала заключительные и переходные положения о том, что председатель, аудиторы контрольно-счетной палаты, назначенные до вступления в силу настоящего закона, осуществляют свои полномочия до истечения срока полномочий, на который они назначены, в случае их соответствия требованиям, установленным статьей 8 настоящего закона (пункт 3); полномочия председателя, аудиторов контрольно-счетной палаты, образованной в соответствии с законом Кемеровской области от 25 августа 1998 года № 42-03 «О контрольно-счетной палате Кемеровской области», прекращаются не позднее четырех месяцев со дня работы нового созыва Совета народных депутатов Кемеровской области и не ранее дня принятия данным созывом постановления о назначении нового председателя и нового состава аудиторов контрольно-счетной палаты (пункт 5).

Законом Кемеровской области от 26 апреля 2012 года № 27-03 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области», а также законом Кемеровской области от 26 апреля 2012 года № 26-03 «О внесении поправки в Устав Кемеровской области» были внесены изменения, касающиеся статуса аудитора.

Указанными законами была установлена новая должность - аудитор -руководитель инспекции контрольно-счетной палаты Кемеровской области; наряду с должностями председателя контрольно-счетной палаты Кемеровской области и заместителя председателя контрольно-счетной палаты Кемеровской области эта должность отнесена к государственным должностям Кемеровской области (пункт 4 статьи 9 Устава Кемеровской области); пункты 1, 2, 3 статьи 4 закона Кемеровской области от 29 сентября 2011 года № 95-03 «О контрольно-счетной палате Кемеровской области» изложены в новой редакции, согласно которой контрольно-счетная палата образуется в составе председателя, заместителя председателя, трех аудиторов - руководителей инспекций и аппарата контрольно-счетной палаты (пункт 1); председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетной палаты замещают государственные должности Кемеровской области (пункт 2); председателем контрольно-счетной палаты Кемеровской области в составе палаты создаются три инспекции по основным направлениям деятельности палаты (пункт 3); пункты 3 и 5 статьи 24 закона Кемеровской области от 29 сентября 2011 года № 95-03 признаны утратившими силу.

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что возможность отнесения должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа к государственным должностям субъекта Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ (часть 3 статьи 5), установившим, что эти должности могут быть отнесены к государственным должностям субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Пункты 3 и 5 статьи 24 закона Кемеровской области от 29 сентября 2011 года № 95-03 признаны утратившими силу в связи с тем, что являлись переходными положениями и применялись к отношениям, когда аудиторы контрольно-счетной палаты Кемеровской области замещали высшие должности государственной гражданской службы Кемеровской области; в настоящее время статус аудиторов контрольно-счетной палаты Кемеровской области изменен. Внесение изменений в нормативный правовой акт органом, принявшим этот акт, в том числе признание нормативного правового акта утратившим силу, не противоречит действующему законодательству.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах закона, анализ которого приведен в решении суда.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом применен закон, не подлежащий применению (пункт 4 статьи 9 Устава Кемеровской области в редакции от 26 апреля 2012 года), поскольку он не действовал на момент принятия оспариваемого закона, нельзя признать обоснованным. Закон Кемеровской области от 26 апреля 2012 года № 26-03 «О внесении поправки в Устав Кемеровской области» был размещен на сайте «Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области» 26 апреля 2012 года, вступил в силу в день, следующий за днем официального опубликования. Закон Кемеровской области от 26 апреля 2012 года № 27-03 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области» (пункт 2 статьи 1 которого оспаривается в настоящем деле) размещен на сайте «Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области» 27 апреля 2012 года, вступил в силу в день, следующий за днем официального опубликования. Согласно пункту 1 статьи 32 закона Кемеровской области от 23 июня 2003 года № ЗЗ-ОЗ «О законодательной деятельности в Кемеровской области» сайт «Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области» является источником официального опубликования закона Кемеровской области.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа.

Согласно пункту 4 статьи 4 закона Кемеровской области от 29 сентября 2011 года № 95-03 «О контрольно-счетной палате Кемеровской области» срок

полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетной палаты составляет пять лет, как и срок полномочий Совета народных депутатов Кемеровской области (статья 4 закона Кемеровской области от 19 января 2004 года №1-03 «О Совете народных депутатов Кемеровской области».

То обстоятельство, что срок полномочий заявителей в результате расторжения с ними служебных контрактов в связи с изменением статуса аудиторов и осуществлением соответствующего правового регулирования отказался меньше срока полномочий законодательного (представительного) органа, не свидетельствует о противоречии оспариваемой нормы части 4 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом заявителей о том, что оспариваемая норма содержит нормы трудового права, поскольку непосредственно регулирует сроки заключения трудового (служебного) контракта с аудитором контрольно-счетной палаты Кемеровской области.

Суд правильно указал в решении, что наделение аудиторов контрольно-счетной палаты Кемеровской области полномочиями на определенный срок является вопросом формирования органа финансового контроля, осуществляемого Советом народных депутатов Кемеровской области самостоятельно, и не может рассматриваться как заключение срочного трудового договора.

Что касается вопроса о нарушении оспариваемой нормой закона Кемеровской области от 26 апреля 2012 года № 27-03 трудовых прав заявителей, то этот вопрос находится за пределами настоящего судебного разбирательства о признании недействующим закона Кемеровской области от 26 апреля 2012 года № 27-03.

Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, которые аналогичны заявлявшимся при обращении в суд и основаны на неправильном толковании норм материального права. Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Кемеровского областного суда от 3 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жар^бу Жаркой Т.В., Заболотновой Л.А., Полиенко М.Г. - без удовлеть

Председательствующ

Статьи законов по Делу № 81-АПГ12-4

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
БК РФ Статья 157. Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх