Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 81-Г10-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 16 июня 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №81-Г10-10

от 16 июня 2010 года

 

председательствующего Еременко Т.И.,

администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» в части утверждения среднего уровня кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)»

утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) согласно приложению.

Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению.

ОАО «Завод Универсал», являющееся собственником земельного

участка с кадастровым номером

, находящегося в

г. [скрыто], обратилось в Кемеровский областной суд с заявлением о

признании недействующими постановлений коллегии администрации Кемеровской области №№ 519 и 520 в части утверждения результата государственной кадастровой оценки земель в отношении указанного земельного участка.

Заявитель указал, что в результате принятия постановлений кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка увеличилась, что привело к увеличению земельного налога, сумма которого возросла с [скрыто] руб. до

I руб.

По его мнению, кадастровая оценка земель произведена с нарушением Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152, Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Отчет об определении результатов кадастровой стоимости не проверен Роснедвижимостью (проверен ФГУП ФКЦ «Земля», его составившим).

Кроме того, ОАО «Завод Универсал» ссылалось на нарушение порядка опубликования постановлений, указывая, что они официально опубликованы не полностью (без приложений), оспариваемые части официально не опубликованы.

Решением Кемеровского областного суда от 7 октября 2009 года в удовлетворении заявления ОАО «Завод Универсал» отказано.

В кассационной жалобе ОАО «Завод универсал» ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принятии нового решения об удовлетворении заявления ОАО «Завод Универсал».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой

оценке земель населенных пунктов, приказом от 28 июня 2007 года № 215 -Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 9.4., 9.8., 9.9. Административного регламента определено, что после получения отчета от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Разрешая требования заявителя, суд пришел к выводу о том, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель,

утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39.

При этом судом проанализированы и оценены доводы заявителя, суждения по ним имеются в решении суда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вывод суда правильным, основанным на законе и материалах дела.

В частности, судом установлено, что отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области был проверен Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39. Акт проверки имеется в деле (том 1, л.д.72).

Из акта проверки следует, что он подписан должностным лицом Роснедвижимости: главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Волчковой В.В., что свидетельствует о соблюдении процедуры, установленной Административным регламентом, и необоснованности довода заявителя об отсутствии проверки отчета Роснедвижимостью.

Указание в акте проверки в качестве лица, проводившего проверку отчета, начальника управления оценки ФГУП «ФКЦ «Земля» Ковалева Д.В., вывода суда о соблюдении Административного регламента не опровергает.

По мнению Судебной коллегии, правильным является и вывод суда относительно порядка опубликования оспариваемых постановлений.

То обстоятельство, что в официальных источниках опубликования актов коллегии администрации Кемеровской области постановления опубликованы без приложений, обоснованно признано судом не свидетельствующим о нарушении порядка их официального опубликования, поскольку постановления с приложениями были размещены на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет. Таким образом, заинтересованным лицам была предоставлена возможность ознакомления с приложениями к постановлениям.

Вывод суда согласуется с позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункт 21).

Полагая, что судом при разрешении заявления ОАО «Завод Универсал» не допущено нарушений норм материального и процессуального права, могущих явиться основаниями к отмене решения, Судебная коллегия находит, что решение суда отмене не подлежит.

Доводы кассационной жалобы ОАО «Завод Универсал» не могут явиться основаниями к отмене решения суда, поскольку общество, оспаривая выводы

суда, приводит те же доводы, на которые ссылалось при обращении в суд и которые получили в решении оценку, признанную Судебной коллегией правильной.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Кемеровского областного суда от 7 октября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «Завод Универсал» - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 81-Г10-10

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу

Загрузка
Наверх