Дело № 81-Г10-14

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 25 августа 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №81-Г10-14

от 25 августа 2010 года

 

председательствующего Еременко Т.И.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 24 февраля 2010 года № 6 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения» утверждены предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (приложение № 1), на лекарственные средства, не вошедшие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения (приложение № 2).

Согласно пункту 5 постановление вступает в силу с 10 марта 2010 года.

Пунктом 2 указанного постановления было предусмотрено, что остатки лекарственных средств и изделий медицинского назначения в торговой сети на дату вступления в силу настоящего постановления подлежат реализации по ценам, сформированным до даты вступления в силу настоящего постановления.

Постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 6 апреля 2010 года № 15 в пункт 2 постановления от 24 февраля 2010 года № 6 внесено изменение, пункт изложен в следующей редакции: «Остатки лекарственных средств и изделий медицинского назначения в торговой сети на дату вступления в силу настоящего постановления подлежат переоценке, исходя из оптовых, розничных надбавок, утвержденных настоящим постановлением».

Согласно пункту 4 постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 6 апреля 2010 года № 15 оно вступает в силу с 17 апреля 2010 года.

ООО «Система Гарант», имеющее лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, занимающееся розничной торговлей лекарственных средств через аптечные пункты, обратилось в Кемеровский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения» в редакции от 6 апреля 2010 года, ссылаясь на то, что распространение действия торговой надбавки на остатки лекарственных средств, имеющихся в торговой сети на дату выпуска органом исполнительной власти субъекта постановления о надбавках, является установлением для субъекта предпринимательской деятельности новой обязанности по переоценке имеющегося товара, каковую орган исполнительной власти устанавливать не вправе; оспариваемый пункт противоречит федеральному законодательству: постановлению Правительства РФ от 9 ноября 2001 года № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства», постановлению Правительства РФ от 8 августа 2009 года № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» в редакции постановления от 30 декабря 2009 года № 1116; нарушает права и интересы общества, поскольку за его нарушение директор ООО «Система Гарант» подвергнут штрафу в размере | |руб. по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

Решением Кемеровского областного суда от 16 июня 2010 года в удовлетворении заявления ООО «Система Гарант» отказано.

В кассационной жалобе ООО «Система Гарант» ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об удовлетворении требований ООО «Система Гарант».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что оспариваемое постановление принято правомочным органом исполнительной власти - Департаментом цен и тарифов Кемеровской области, в пределах его компетенции и действующему законодательству не противоречит.

Согласно Положению о Департаменте цен и тарифов Кемеровской области Департамент наделен полномочиями по осуществлению государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования, направленного на реализацию единой государственной политики цен, обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации, Кемеровской области в сфере проведения ценовой и тарифной политики; осуществляет функцию по регулированию предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 февраля 2010 года, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении предоставлено право самостоятельно определять цены на продаваемые товары (пункт 8 часть 2). В случае если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 4).

Из приведенной нормы следует, что государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании федерального закона.

Государственное регулирование цен на лекарственные средства, как правильно указал суд в решении, осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций - производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на эти лекарственные средства.

Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые важнейшие лекарственные средства» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять нормативные правовые акты, устанавливающие предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, не позднее 1 марта 2010 года.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» утверждено Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Пунктом 19 названного Положения в редакции постановления от 8 августа 2009 года № 654 предусмотрено, что реализация лекарственных средств организациями оптовой торговли осуществляется с обязательным оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года № 654. Реализация лекарственных средств аптечным учреждением осуществляется при наличии указанного протокола.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря

2009 года № 1116 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с регулированием цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 782 дополнено пунктом 7.1, которым установлено, что до 1 апреля 2010 года допускается реализация организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, без применения порядка, установленного пунктом 19 Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Пунктом 17 Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в редакции постановления от 8 августа 2009 года № 654 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия устанавливать для аптечных учреждений независимо от их организационно - правовой формы предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств.

Согласно оспариваемому пункту 2 постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области в редакции постановления от 6 апреля 2010 года № 15 остатки лекарственных средств и изделий медицинского назначения в торговой сети на дату вступления в силу настоящего постановления (10 марта

2010 года) подлежат переоценке, исходя из оптовых, розничных надбавок, утвержденных настоящим постановлением.

Постановление Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 6 апреля 2010 года № 15 вступает в силу с 17 апреля 2010 года.

Анализ оспариваемой ООО «Система Гарант» нормы свидетельствует о том, что остатки лекарственных средств в торговой сети на 10 марта 2003 года подлежат переоценке, исходя из оптовых и розничных надбавок не ранее 1 апреля 2010 года, что соответствует требованиям федерального

законодательства, в том числе постановлению Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 782 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 1116). Указанное подтверждается в частности тем, что пункт 2 в оспариваемой заявителем редакции внесен постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 6 апреля 2010 года № 15, которое вступило в силу с 17 апреля 2010 года.

Нельзя согласиться с доводами кассационной жалобы о том, что фактически оспариваемым пунктом установлены не надбавки к ценам на лекарственные средства, а порядок применения таких надбавок, поскольку оспариваемая норма принята органом исполнительной власти субъекта во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации и какого-либо порядка применения надбавок не устанавливает.

Нарушений норм материального права, которые привели к неправильному разрешению спора, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о неправильном толковании ООО «Система Гарант» норм материального права, поэтому не могут явиться основанием к отмене решения.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Кемеровского областного суда от 16 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Система Гарант» - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 81-Г10-14

КоАП РФ Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх