Дело № 81-Г11-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 апреля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №81-Г11-7

от 27 апреля 2011 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Птицыной Д.М. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы губернатора Кемеровской области и коллегии администрации Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 16 февраля 2011 года, которым удовлетворено заявление прокурора Кемеровской области: признано недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу постановление коллегии администрации Кемеровской области от 24 сентября 2010 года № 426 «О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя коллегии администрации Кемеровской области и губернатора Кемеровской области Данилова К.Н., поддержавшего доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

коллегией администрации Кемеровской области 24 сентября 2010 года принято постановление № 426 «О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах».

Указанное постановление принято в соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ, предусматривающим, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень

случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Прокурор Кемеровской области обратился в Кемеровский областной суд с заявлением о признании вышеуказанного постановления коллегии администрации Кемеровской области противоречащим федеральному законодательству (статьям 30, 30.1, 30, 2 Земельного кодекса РФ), недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявления прокурор указал, что постановлением фактически исключается процедура предоставления земельных участков для строительства в собственность с предварительным согласованием мест размещения объектов; нарушается право заинтересованных лиц на предоставление земельных участков без проведения торгов по их продаже или по представлению права аренды земельных участков; не учтены положения земельного законодательства, устанавливающие исчерпывающий перечень случаев, когда предварительное согласование предоставления земельного участка не производится (во всех остальных случаях предоставление земельных участков для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов).

В нарушение пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ, устанавливающего, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта, т.е. на торгах, подпунктом 5 пункта 1 постановления предусмотрено предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.

Решением Кемеровского областного суда от 16 февраля 2011 года заявление прокурора удовлетворено.

В кассационных жалобах губернатора Кемеровской области и коллегии администрации Кемеровской области ставится вопрос об отмене указанного решения как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Пунктом 1 оспариваемого постановления коллегии администрации Кемеровской области от 24 сентября 2010 года № 426 «О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах» установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре городе Кемерово для строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), кроме случаев:

1) предоставления земельных участков для строительства объектов государственного и муниципального значения, а именно: объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объектов, обеспечивающих космическую деятельность; объектов, обеспечивающих статус и защиту государственной границы Российской Федерации; линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий; объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

2) предоставления земельных участков для строительства государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения;

3) предоставления земельных участков лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Кемеровской области или средств местного бюджета на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

4) предоставления земельных участков для строительства объектов добывающей и обрабатывающей промышленности;

5) предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства;

6) иных случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области.

В соответствии с пунктом 2 постановления оно не применяется к земельным участкам, в отношении которых на момент вступления его в силу выполняется хотя бы одно из условий: принято решение уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка; принято решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка для строительства.

Пунктом 3 постановления органам местного самоуправления рекомендовано принять муниципальные правовые акты о предоставлении находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, исключительно на торгах, кроме случаев, установленных пунктом 1 постановления.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 30 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

С учетом приведенных положений закона и анализа оспариваемого постановления суд пришел к выводу о том, что оно не устанавливает конкретного перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах, который органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать в соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ, в связи с чем его содержание является неопределенным.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, полагая, что содержащееся в оспариваемом постановлении указание на предоставление земельных участков исключительно на торгах, кроме случаев, определенных федеральным законодательством, не позволяет признать постановление соответствующим пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ.

Постановлением предусматривается, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства осуществляется исключительно на торгах, кроме случаев, предусмотренных подпунктам 1-6 пункта 1 постановления.

Между тем, в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется на торгах. Указанное свидетельствует о том, что оспариваемым постановлением фактически исключается процедура предоставления земельных участков в собственность с предварительным согласованием мест размещения объектов (т.е. без проведения торгов) и нарушается право заинтересованных лиц на предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов. Соответствующий вывод суда следует признать правильным.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится в

случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

Разрешая заявление прокурора, суд правильно указал в решении, что в нарушение приведенного положения федерального законодательства оспариваемым постановлением (подпунктом 5 пункта 1) установлена возможность предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.

Соглашаясь с выводами суда и полагая, что они не опровергаются доводами кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Кемеровского областного суда от 16 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы губернатора Кемеровской области и коллегии администрац щ кемеровской области - без удовлетворения.

Председательствующи Судьи

Статьи законов по Делу № 81-Г11-7

ЗК РФ Статья 2. Земельное законодательство
ЗК РФ Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
ЗК РФ Статья 30.1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх