Дело № 82-АПГ15-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 4 марта 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Абакумова Ирина Даниловна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 82-АПГ15-1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 4 марта 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоМеркулова В.П.,
судейАбакумовой И.Д. и Калининой Л.А.
при секретареГришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Сбербанк России» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, и взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области на решение Курганского областного суда от 26 ноября 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

открытое акционерное общество «Сбербанк России» (далее ОАО «Сбербанк России»), являющееся собственником земельного участка с кадастровым номером 45:25:030806:0039 площадью 924 кв. м, расположенного по адресу: г. Курган, просп. Машиностроителей, д. 2-а (далее - земельный участок), обратилось в суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курганской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра по Курганской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 311 000 руб., и взыскании судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 4000 руб. в равных долях с ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области и Управления Росреестра по Курганской области.

К участию в деле привлечены администрация города Кургана и правительство Курганской области.

Решением Курганского областного суда от 26 ноября 2014 г. заявленные требования удовлетворены в части. Кадастровая стоимость земельного участка установлена равной рыночной стоимости в размере 311 000 руб.

В удовлетворении требований ОАО «Сбербанк России» о взыскании судебных издержек в размере 4000 руб. отказано.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Курганской области, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела, нарушение норм материального права и процессуального права, просит отменить решение суда. В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Росреестра по Курганской области указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу и удовлетворение требований к Управлению не может привести к восстановлению нарушенных прав ОАО «Сбербанк России».

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, представители правительства Курганской области, администрации города Кургана, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области и Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явились.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оценила материалы дела, проверила законность оспариваемого судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы.

Как установлено судом, земельный участок принадлежит ОАО «Сбербанк России» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 января 2006 г.

серия .

Постановлением правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. определена в размере 4 092 978 руб. 12 коп.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права как плательщика земельного налога, ОАО «Сбербанк России» обратилось с указанным выше заявлением в суд.

Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, установив, что заявителем соблюден досудебный порядок, оценив представленные заявителем отчет оценщика от 31 января 2014 г. № 320-3 об определении рыночной стоимости земельного участка, подтвержденный положительным экспертным заключением от 23 июня 2014 г. № 191/06/014, установил кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости, в размере 311 000 руб.

В апелляционном порядке решение суда в этой части не обжалуется.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Курганской области указывает, что не является органом государственного кадастрового учета и не уполномочено осуществлять действия по внесению сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. В настоящее время полномочиями по государственному кадастровому учету, ведению государственного кадастра недвижимости и государственной кадастровой оценке в целом наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Согласно статье 24 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отнесены к подсудности верховного суда республики и равных ему судов.

Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учётом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу изложенных выше норм Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.

Вместе с тем в зависимости от конкретных обстоятельств суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.

Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г.

№ 457 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 409-р, приказами Росреестра от 11 марта 2010 г. № П/93, от 26 декабря 2011 г. № П/531 и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г.

№П/331, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

Кроме того, судом сделан правильный вывод о том, что Росреестр, несмотря на делегирование части полномочий в сфере государственного кадастра недвижимости ФГБУ «ФКП Росреестра», сохраняет контрольные полномочия за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета (пункт 1 Положения).

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, государственный контракт от 25 декабря 2009 г. № 169Д на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации, в частности в Курганской области, заключен между Росреестром и федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, - «Федеральный кадастровый центр «Земля».

Также статьей 24 Закона об оценочной деятельности на Росреестр возложена обязанность в течение 10 рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направить сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

С учетом указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о привлечении к участию в деле правительства Курганской области, утвердившего оспариваемые результаты государственной кадастровой оценки земель, и Росреестра (в лице Управления по Курганской области), заключившего контракт с исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Курганской области.

Таким образом, судом правильно определен круг лиц, участвующих в деле, обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Курганского областного суда от 26 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 82-АПГ15-1

ГПК РФ Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх