Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 83-АПГ12-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 августа 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №83-АПГ12-6

от 29 августа 2012 года

 

председательствующего Еременко Т.И.,

при секретаре Аверине A.B. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Брянской области на решение Брянского областного суда от 28 мая 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Брянской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 7 пункта 4 Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы (приложение 3 к закону Брянской области от 16 ноября 2007 года № 156-3 «О муниципальной службе в Брянской области» в редакции закона Брянской области от 6 апреля 2012 года № 14-3).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя Брянской областной думы Гурова В.И. и представителя губернатора Брянской области Атаевой H.A., возражавших против доводов апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Силаевой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

24 октября 2007 года Брянской областной думой принят, 16 ноября 2007 года губернатором Брянской области подписан закон Брянской № 156-3 «О муниципальной службе в Брянской области».

Законом Брянской области от 6 апреля 2012 года № 14-3 в названный выше закон внесены изменения, в том числе в приложение № 3,

представляющее собой Типовые квалификационные требования для замещений должностей муниципальной службы. В частности, в новой редакции изложен абзац седьмой пункта 4 Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, а именно: на основании решения представительного органа муниципального образования в муниципальном образовании, наделенном статусом муниципального района, допускается замещение высших должностей муниципальной службы гражданами, не завершившими образование высшего профессионального уровня; по решению представительного органа муниципального образования в муниципальном образовании, наделенном статусом сельского поселения, городского поселения, главные должности муниципальной службы могут замещаться гражданами, имеющими среднее специальное образование либо не завершившими образование высшего профессионального уровня.

Прокурор Брянской области обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании абзаца седьмого пункта 4 Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы противоречащим федеральному законодательству и недействующим, полагая, что оспариваемая норма противоречит статьям 4 и 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», устанавливающим основные принципы муниципальной службы и основные квалификационные требования для замещений должностей муниципальной службы.

Кроме того, прокурор указал, что оспариваемая норма предполагает замещение высших и главных должностей муниципальной службы по решению представительного органа муниципального образования, тогда как назначение на должности муниципальной службы осуществляется непосредственно работодателем (части 6 и 8 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Согласование назначения на должность муниципальной службы требуется только для главы местной администрации (часть 6 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Решением Брянского областного суда от 28 мая 2012 года в удовлетворении заявления прокурора отказано.

В апелляционном представлении участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Брянской области ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд проанализировал содержание части 2 статьи 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и

пришел к выводу о том, что законом Брянской области могли быть определены квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, в том числе содержащиеся в оспариваемой норме абзаца 7 пункта 4 Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, являющихся приложением к закону Брянской области «О муниципальной службе в Брянской области».

Признать вывод суда правильным не представляется возможным в силу следующего.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Статьей 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено обеспечение взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.

Аналогичная норма содержится в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учётом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 9 названного Федерального закона квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Предметом оспаривания по настоящему делу является норма абзаца седьмого пункта 4 Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, являющихся приложением к закону

Брянской области «О муниципальной службе в Брянской области», устанавливающая квалификационные требования к высшим и главным должностям муниципальной службы.

Согласно Реестру должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах в Брянской области (приложение 1 к закону Брянской области «О муниципальной службе в Брянской области») к высшим должностям муниципальной службы относятся глава местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) городского округа и муниципального района; первый заместитель главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) городского округа и муниципального района; заместитель главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) городского округа и муниципального района; председатель контрольного органа городского округа и муниципального района; управляющий делами (руководитель аппарата) в представительном органе муниципального образования г.Брянска и в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования) г.Брянска; руководитель районной администрации г.Брянска.

К главным должностям муниципальной службы относятся начальник управления, наделенного правами юридического лица, городского округа и муниципального района; начальник управления в представительном органе муниципального образования г.Брянска; начальник управления в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования) городского округа; начальник отдела, наделенного правами юридического лица, городского округа и муниципального района; председатель комитета, наделенного правами юридического лица, городского округа и муниципального района; председатель комитета в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования) городского округа; заместитель начальника управления, наделенного правами юридического лица, городского округа и муниципального района; заместитель начальника управления в представительном органе муниципального образования г.Брянска; заместитель начальника управления в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования) городского округа; заместитель начальника отдела, наделенного правами юридического лица, городского округа и муниципального района; заместитель председателя комитета, наделенного правами юридического лица, городского округа и муниципального района; заместитель председателя комитета в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования) городского округа; заместитель председателя контрольного органа городского округа и муниципального района; управляющий делами (руководитель аппарата) в представительном органе городского округа и муниципального района; управляющий делами (руководитель аппарата) в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования) городского округа и муниципального района; начальник отдела в представительном органе

муниципального образования г.Брянска и в местной администрации (исполнительно-распорядительном органе муниципального образования) г.Брянска; аудитор контрольного органа городского округа и муниципального района; заместитель руководителя районной администрации г.Брянска; управляющий делами (руководитель аппарата) в районной администрации г.Брянска; начальник отдела в контрольном органе городского округа и муниципального района; заместитель начальника отдела в контрольном органе городского округа и муниципального района; глава местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) городского поселения и сельского поселения; председатель контрольного органа городского поселения и сельского поселения; заместитель главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа

муниципального образования) городского поселения и сельского поселения; заместитель председателя контрольного органа городского поселения и сельского поселения; руководитель администрации населенного пункта, входящего в состав территории муниципального образования «г.Брянск» и не являющегося муниципальным образованием; главный инспектор контрольного органа городского округа.

Приложением 2 к закону Брянской области «О муниципальной службе в Брянской области» установлено соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Брянской области с учетом квалификационных требований, согласно которому высшие должности муниципальной службы соотносятся с высшей группой должностей категории «руководители» государственной гражданской службы; главные должности муниципальной службы - с ведущей, главной группами должностей категории «специалисты», «руководители» государственной гражданской службы.

Согласно статье 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

Учитывая изложенное, нельзя признать соответствующим федеральному законодательству правовое регулирование, осуществленное субъектом Российской Федерации (Брянской областью) в оспариваемой норме и допускающее замещение высших должностей муниципальной службы гражданами, не завершившими образование высшего профессионального уровня, и главных должностей муниципальной службы - гражданами, имеющими среднее специальное образование либо не завершившими образование высшего профессионального уровня.

Таким образом, решение суда, которым прокурору отказано в удовлетворении заявления о признании оспариваемой нормы закона Брянской области «О муниципальной службе в Брянской области» противоречащей

федеральному законодательству и недействующей, постановлено с нарушением норм материального права и подлежит отмене.

Вывод суда о несостоятельности довода прокурора об установлении оспариваемой нормой обязанности согласования назначения на высшие и главные должности муниципальной службы с представительным органом муниципального образования является правильным, но не может повлиять на существо решения по настоящему делу с учетом изложенного выше.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Брянского областного суда от 28 мая 2012 года отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления прокурора Брянской области, которым признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзац 7 пункта 4 Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы (приложение 3 к закону Брянской области от 16 ноября 2007 года № 156-3 «О муниципальной службе в Брянской области» в редакции закона Брянской области от 6 апреля 2012 года № 14-3) со дня вступления решения суда в законную силу.

Статьи законов по Делу № 83-АПГ12-6

Производство по делу

Загрузка
Наверх