Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 6
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 83-АПГ14-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 июля 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 83-АПГ14-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 9 июля 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоХаменкова В.Б.,
судейКалининой Л.А. и Горчаковой ЕВ.
при секретареАкулове Д.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Правительства Брянской области и Департамента здравоохранения Брянской области на решение Брянского областного суда от 2 апреля 2014 года об удовлетворении заявления Миронова Ю Н об оспаривании отдельных положений территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утверждённой постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года № 763-п.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., представителя Правительства Брянской области Зубаревой К.В, поддержавшей доводы апелляционных жалоб., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года № 763-п утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Указанное постановление Правительства Брянской области опубликовано 24 декабря 2013 года в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», № 37 (173).

Миронов ЮН. обратился в суд с заявлением о признании недействующими показателей раздела VI данной территориальной программы в части установления территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2014 год, а именно: на 1 вызов скорой медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования - 1120,4 рубля; на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств областного бюджета - 328,0 рубля, за счёт средств обязательного медицинского страхования - 306,8 рубля; на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств областного бюджета - 1039,3 рубля...; на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 442,2 рубля, за счёт средств обязательного медицинского страхования - 1001,5 рубля; на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств областного бюджета - 43782,7 рубля, за счёт средств обязательного медицинского страхования - 16285,1 рубля.

Заявитель полагал, что оспариваемые им территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2014 год занижены в сравнении с нормативами, установленными Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 932, что нарушает его права как гражданина, проживающего на территории Брянской области, на получение бесплатной медицинской помощи в гарантированном федеральным законодательством объёме.

Правительство Брянской области и Департамент здравоохранения Брянской области с заявленными требованиями Миронова ЮН. не согласились, считали, что оспариваемые им нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи определены с учётом региональных особенностей и наличия средств в бюджете Брянской области, при этом медицинская помощь жителям области предоставляется бесплатно в полном объёме независимо от размера установленных территориальных нормативов финансовых затрат.

Решением Брянского областного суда от 2 апреля 2014 года заявление Миронова ЮН. об оспаривании отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утверждённой постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года № 763-п, удовлетворено.

В апелляционных жалобах Правительство Брянской области и Департамент здравоохранения Брянской области просят отменить решение суда первой инстанции, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, Мироновым Ю.Н. и прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе в суд апелляционной инстанции представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.

Исходя их характера и предмета спора суд, руководствуясь статьями 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которыми установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, справедливо пришёл к выводу о противоречии федеральному законодательству оспариваемых заявителем положений.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.

В апелляционных жалобах представители Правительства Брянской области и Департамента Здравоохранения Брянской области, в частности, настаивают на том, что суд при вынесении решения не учёл того обстоятельства, что постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 932, на противоречие которому поставлен вопрос заявителем, утверждены средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи.

Соответственно, поскольку нормативы финансовых затрат, установленные федеральной программой, являются средними, субъект Российской Федерации вправе был корректировать нормативы с учётом структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, особенностей половозрастного состава населения, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций, а также наличия средств в бюджете.

Эти доводы апелляционных жалоб не могут повлиять на отмену решения, все они рассматривались судом, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном решении.

Признавая недействующими оспариваемые заявителем положения, суд обоснованно исходил из того, что предусмотренные федеральной программой нормативы рассчитаны как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи и не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программе в меньшем размере.

С таким выводом суда первой инстанции Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается.

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Обращает на себя внимание и тот факт, что федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объёмы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.

В силу частей 1 и 3 статьи 81 названного федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Согласно статье 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объёмов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 2).

По общему правилу, обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3); базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8 статьи 3 этого же федерального закона).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленной базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учётом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объёмов предоставления медицинской помощи в расчёте на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объёма предоставления медицинской помощи в расчёте на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчёте на одно застрахованное лицо. Указанные в данной части значения нормативов финансовых затрат на единицу объёма предоставления медицинской помощи в расчёте на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.

Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объёма страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (статья 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 932, включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

В частности, её разделом VI утверждены средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи.

Так, абзацем первым указанного раздела установлено, что средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2014 год составляют: на 1 вызов скорой медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования - 1507,4 рубля; на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 360 рублей, за счёт средств обязательного медицинского страхования - 318,4 рубля; на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств соответствующих бюджетов - 1044 рубля; на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств соответствующих бюджетов - 559,4 рубля, за счёт средств обязательного медицинского страхования - 1227,9 рубля; на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств соответствующих бюджетов - 61732,8 рубля, за счёт средств обязательного медицинского страхования - 19186,2 рубля.

Поскольку установленные органами государственной власти Брянской области нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи определены в меньшем размере в сравнении с приведёнными федеральными нормативами, суд правильно расценил их несоответствующими федеральному законодательству и снижающими уровень правовых гарантий, установленных федеральным законодательством в области охраны здоровья граждан.

На основании изложенного, принимая во внимание, что других доводов, влекущих безусловную отмену решения в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционных жалобах не приводится, у Судебной коллегии нет поводов для его отмены Руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Брянского областного суда от 2 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Брянской области и Департамента здравоохранения Брянской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 83-АПГ14-5

ГПК РФ Статья 2. Задачи гражданского судопроизводства
ГПК РФ Статья 67. Оценка доказательств
ГПК РФ Статья 199. Составление решения суда
ГПК РФ Статья 249. Распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх