Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 83-Г08-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 11 июня 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Макаров Геннадий Васильевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 83-Г08-7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 11 июня 2008 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Макарова Г.В., Борисовой Л.В.
при секретаре

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Мироно­ ва Ю Н о признании противоречащими федеральному законода­ тельству и недействующими отдельных положений статей 2,4,19,33 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 г. № 173-3 «Об охране здоровья населе­ ния Брянской области» по кассационной жалобе Миронова Ю.Н. на решение Брянского областного суда от 18 марта 2008 г., которым заявленные требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макаро­ ва Г.В., представителя Администрации Брянской области Атаевой Н.А., заклю­ чение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей ре­ шение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 2

установила:

29 ноября 2007 г. Брянской областной Думой принят Закон Брянской об­ ласти «Об охране здоровья населения Брянской области», который 20 декабря 2007 г. за № 173-3 подписан Вице-губернатором Брянской области, официаль­ но опубликован в Информационном бюллетени «Официальная Брянщина» № 18 от 29.12.2007 г. и вступил в силу с 1 января 2008 г.

Статья 2 этого Закона определяет систему здравоохранения Брянской об­ ласти как составную часть государственной системы здравоохранения, вклю­ чающую в себя администрацию Брянской области (пункт 1 части 1 статьи 2). В статье 4 закреплены полномочия органов государственной власти Брянской об­ ласти в сфере охраны здоровья населения и согласно пункту 8 части 1 этой ста­ тьи к полномочиям вышеназванных органов относится организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, проти­ вотуберкулезных, наркологических диспансерах, психиатрических больницах, госпитале для ветеранов войн и других специализированных областных меди­ цинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных ме­ дицинских учреждений, перечень которых определяется Правительством Рос­ сийской Федерации). Абзацем 3 статьи 19 определено, что порядок оказания специализированной медицинской помощи устанавливается исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в сфере здравоохранения. Пунктом 3 части 1 статьи 33 установлено, что профессио­ нальные медицинские и фармацевтические ассоциации, осуществляющие свою деятельность в Брянской области, принимают участие в проведении провероч­ ных испытаний медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области ох­ раны здоровья граждан и выдаче им соответствующего сертификата специали­ ста.

Миронов Ю.Н. обратился в Брянский областной суд с заявлением о при­ знании недействующими: пункта 1 части 1 ст.2 указанного Закона, как проти­ воречащего Основам законодательства Российской Федерации об охране здо­ ровья граждан, которые не предусматривают включение администрации облас­ ти в государственную систему здравоохранения; пункта 8 части 1 ст.4 област­ ного Закона в части слов «к полномочиям органов государственной власти Брянской области в сфере охраны здоровья населения относится ...организация оказания специализированной медицинской помощи в ...противотуберкулезных диспансерах...» и абзаца 3 ст. 19, как противоречащих ст.5 Основ законодатель­ ства об охране здоровья граждан и ст.4 Федерального закона «О предупрежде­ нии распространения туберкулеза в Российской Федерации», закрепляющим названные в оспоренных нормах полномочия за федеральным органом власти; пункта 3 части 1 ст.ЗЗ Закона области, как противоречащего ст.ст.62,54 Основ законодательства об охране здоровья граждан и лишающего ассоциации меди­ цинских работников права самостоятельно проводить проверочные испытания и выдавать сертификат специалиста. Отмечал, что оспариваемыми нормами об­ ластного Закона нарушаются его права при оказании ему специализированной 3 (противотуберкулезной) медицинской помощи при постановке на диспансерное наблюдение по «О» группе в противотуберкулезном диспансере, а также на­ рушение прав при трудоустройстве врачом-фтизиатром, выразившееся в отсут­ ствии у него предоставленной законом возможности пройти проверочное испы­ тание, проводимое профессиональной медицинской ассоциацией.

Решением Брянского областного суда заявленные требования удов­ летворены частично: признан недействующим со дня вступления в силу на­ стоящего решения суда абзац 3 статьи 19. В удовлетворении требований о при­ знании противоречащими федеральному законодательству и недействующими: пункта 1 части 1 статьи 2, пункта 8 части 1 статьи 4 в части слов «организация оказания специализированной медицинской помощи в противотуберкулезных диспансерах», пункта 3 части 1 статьи 33 отказано.

В кассационной жалобе Миронов Ю.Н. указывает на несогласие с судеб­ ным решением в части не признания противоречащими федеральному законо­ дательству и недействующих пункта 1 части 1 статьи 2. Ссылается на то, что к полномочиям органов власти субъекта Российской Федерации относится уста­ новление структуры органов управления государственной системы здравоохра­ нения, но включать себя в систему здравоохранения эти органы не вправе.

Пункт 3 части 1 статьи 33 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 г. № 173-3 противоречит ст.54 и 62 Основ российской федерации об охране здоровья граждан. Решение суда, касающееся части рассмотренных требований в отно­ шении абзаца 3 статьи 19 и пункта 8 части 1 статьи 4 в части слов «организация оказания специализированной медицинской помощи в противотуберкулезных диспансерах» не обжалуется.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Су­ дебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федера­ ции не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По пред­ мету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федераль­ ным законам (ч.ч.2,5 ст.76 Конституции).

В силу пункта 5 ст.6 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 5487-1 от 22.07.93 г. (в ред. от 18.10.2007 г. № 230-ФЗ) субъект Российской Федерации наделен полномочиями по самостоя­ тельному формированию органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере здравоохранения. При этом, к государственной системе здравоохранения согласно ч.1 ст. 12 указанных Ос­ нов относятся и органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ ции в области здравоохранения.

Администрация Брянской области в соответствии со ст.57 Устава Брян­ ской области является высшим исполнительным органом государственной вла­ сти Брянской области и возглавляет систему органов исполнительной власти 4 Брянской области. В силу пунктов «и» и «у» ст.58 данного Устава она разраба­ тывает и реализует меры по охране здоровья населения, а также осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, уставом и законами Брянской области. Учитывая изложенное, правильным является вывод суда о том, что включение пунктом 1 части 1 статьи 2 администрации Брянской облас­ ти в систему здравоохранения, федеральному законодательству не противоре­ чит.

Как отмечено выше, согласно пункта 3 части 1 статьи 33 областного Закона профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, осуществляющие свою деятельность в Брянской области, принимают участие в проведении проверочных испытаний медицинских и фармацевтических работ­ ников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодатель­ ства в области охраны здоровья граждан и выдаче им соответствующего серти­ фиката специалиста. Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании данной нормы противоречащей федеральному законодательству и недействующий, суд обоснованно указал на то, что данное право закреплено и в части 3 ст.62 Основ законодательства об охране здоровья граждан, согласно которой профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации субъектов Российской Федерации могут проводить проверочные испытания медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граж­ дан и выдавать им соответствующий сертификат специалиста, а также вносить предложения о присвоении им квалификационных категорий.

Возражения Ю.Н.Миронова в этой части, с ссылкой на ст.54 Основ зако­ нодательства об охране здоровья граждан, нельзя признать правильными. Дан­ ной норой установлено, что право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федера­ ции, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессио­ нального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образо­ вания (повышение квалификации, специализация), или проверочного испыта­ ния, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевти­ ческих ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Врачи в период их обу­ чения в учреждениях государственной или муниципальной системы здраво­ охранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицин­ ского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготов­ ку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с про­ граммами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответст­ венность за их профессиональную подготовку, в порядке, устанавливаемом фе­ деральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического об-5 разования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтиче­ ской деятельностью в должностях работников со средним медицинским обра­ зованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической ме­ дицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподго­ товки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фар­ мацевтических ассоциаций. Работники со средним медицинским или фармацев­ тическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профес­ сиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экза­ мена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в поряд­ ке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Рос­ сийской Федерации. Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацев­ тической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с за­ конодательством Российской Федерации. Анализ данной нормы закона в един­ стве с п.З ст.62 этого же федерального закона не указывает на противоречие п.З ч. 1 ст.ЗЗ оспариваемого закона области федеральному законодательству.

Довод о том, что в соответствии с областным законом профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации только принимают участие в проверочных испытаниях и выдаче сертификатов, а не проводят самостоятель­ но проверочные испытания, что предусмотрено федеральным законодательст­ вом, также не указывает на ошибочность решения суда, поскольку указание в областном законе на возможность этих ассоциаций принимать участие в про­ ведении проверочных испытаний не лишает их права проведения таких испы­ таний, что следует из содержания ст.ЗЗ оспариваемого закона, предусматри­ вающей, что профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации Брянской области и другие общественные объединения осуществляют деятель­ ность в соответствии с законодательством РФ, законодательством Брянской об­ ласти.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Россий­ ской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 6

определила:

решение Брянского областного суда от 18 марта 2008 г. оставить без из­ менения, а кассационную жалобу Миронова Ю.Н. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 83-Г08-7

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх