Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 83-Г11-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 30 марта 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №83-Г11-3

от 30 марта 2011 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Птицы ной Д.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Брянской области о признании частично недействующим Положения о комитете природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области, утверждённого постановлением администрации Брянской области от 15 сентября 2010 г. № 948, по кассационной жалобе администрации Брянской области на решение Брянского областного суда от 17 января 2011г., которым заявление прокурора удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя администрации Брянской области Куликова А.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением администрации Брянской области от 15 сентября 2010 г. № 948 утверждено Положение о комитете природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности

Брянской области (далее - Положение), опубликованное в печатном издании «Официальная Брянщина» от 12 октября 2010 г.

В п. 9 раздела III данного документа названы полномочия и функции указанного органа исполнительной власти Брянской области, в том числе:

в сфере недропользования - осуществление государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком (подп. 12);

в области использования и охраны водных объектов - осуществление в пределах своей компетенции регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору (подп. 6); утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (подп. 12); установление перечней должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (подп. 13);

в области безопасности гидротехнических сооружений - решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений (подп. 1);

в области охраны окружающей среды - осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Брянской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (подп. 6); утверждение перечней должностных лиц органов государственной власти Брянской области, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Брянской области) (подп. 7); осуществление контроля в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (подп. 13); осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти Брянской области (подп. 19);

в сфере охраны атмосферного воздуха - организация и проведение государственного контроля (государственного экологического контроля) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (подп. 9);

в области обращения с отходами - осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (подп. 5);

в области обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий - осуществление контроля в области организации и функционирования особо охраняемых территорий Брянской области (подп. 7).

Согласно подп. 6 и 7 п. 10 раздела IV Положения комитет имеет право применять в соответствии с федеральным и областным законодательством меры административной и иной ответственности к нарушителям законодательства Российской Федерации и областного законодательства о недрах, об охране окрухающей среды, атмосферного воздуха, отходах производства и потребления, водного законодательства; составлять по результатам проверок акты, протоколы о нарушениях природоохранного законодательства, экологических правонарушениях, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

Прокурор Брянской области обратился в суд с заявлением о признании приведённых положений регионального акта недействующими по основанию противоречия федеральным нормам, имеющим большую юридическую силу.

Брянским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе администрация Брянской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материал ь, дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

В ходе разбирательства по делу установлено, что Комитет природопользования и охоаны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области (далее - Комитет) состоит из двух отделов - отдела природопользовании и отдела охраны окружающей среды и экологической экспертизы.

При этом Комитет совмещает вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов (земли, недр, почв, поверхностных подземных вод, атмосферного воздуха, растительного, животного мира и иных организмов) с функциями государегвенного экологического контроля.

Так, в 2010 году Комитетом заключено 7 договоров водопользования на забор воды из ¦ овепхиостных водных объектов и договор водопользования на использование акватории поверхностного водного объекта.

В текущем году Комитетом выдано 22 решения о предоставлении поверхностных водных объектов в пользование, 20 лицензий на право

пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространённых полезных ископаемых.

Вовлечение природных ресурсов в хозяйственный оборот, равно как и эксплуатация природных ресурсов, включая все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности, расценивается ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями) как хозяйственное использование природных ресурсов.

Совмещение функпий государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов запрещается указанным Федеральным законом (ч. 6 ст. 65).

Иное противоречив такому принципу охраны окружающей среды, установленному ст. 3 упомяну того Федерального закона, как независимость экологического контроля.

С учётом изложенного правильным является вывод в судебном постановлении о том, что осг.аоиваемые положения регионального акта не соответствуют федеральным нормам, имеющим большую юридическую силу, а решение суда об удовлетворении заявленных прокурором требований - законным и обоснованным.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Доводы кассационной жалобы администрации Брянской области не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта, в связи с чем отмену обжалуемого решения не влекут.

Руководствуясь ст. 360, п. 1 с г. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного (уда Российской Федерации

решение Брянского облас! изменения, кассаь ионную удовлетворения

Председательствующий Судьи

 

определила:

 

югЪ.суда от 17 января 2011 г. оставить без сал1\с^ администрации Брянской области - без

Статьи законов по Делу № 83-Г11-3

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу

Загрузка
Наверх