Дело № 83-КГПР14-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 мая 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 83-КГПР14-1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 28 мая 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующегоХаменкова В .Б.,
судейАнишиной В.И. и Борисовой Л.В.
при секретареАкулове Д.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Брянского района Брянской области о признании недействующим постановления администрации Брянского района Брянской области от 6 марта 2012 г. № 491 «Об определении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на территории муниципального образования «Брянский муниципальный район» по кассационному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на решение Брянского районного суда Брянской области от 8 ноября 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 14 марта 2013 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засееву Э.С., поддержавшую кассационное представление, объяснения представителя администрации Брянского района Брянской области Драпа А.И., возражавшего против удовлетворения кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

6 марта 2012 года администрацией Брянского района Брянской области принято постановление № 491 «Об определении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на территории муниципального образования «Брянский муниципальный район» (далее - Постановление), которое было \У\У\У.

опубликовано на сайте администрации Брянского района аётЪг. ш. Пунктом 1 Постановления утвержден Перечень должностных лиц органов местного самоуправления Брянского муниципального района, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - Перечень).

Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим указанного Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемым актом должностные лица администрации Брянского муниципального района и поселений района наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях на территории муниципального образования «Брянский муниципальный район», что противоречит как федеральному, так и региональному законодательству. По мнению прокурора, Постановление в части передачи полномочий по составлению протоколов по ряду административных правонарушений, предусмотренных Законом Брянской области от 15 июня 2007 г. № 88 «Об административных правонарушениях на территории администраций сельских Брянской области» должностным лицам сельской администрации, принято за пределами компетенции администрации Брянского района.

Решением Брянского районного суда Брянской области от 8 ноября 2012г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 14 марта 2013г., в удовлетворении заявленных прокурором требований отказано.

Определением судьи Брянского областного суда от 16 августа 2013 г.

отказано в передаче кассационного представления прокурора Брянской области для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационном представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. ставится вопрос о его передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации и отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера существенное нарушение норм материального и процессуального права.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что оспариваемым актом не были переданы полномочия органам местного самоуправления сельских поселений района по составлению протоколов по ряду административных правонарушений, предусмотренных Законом Брянской области от 15 июня 2007г. № 88-3 «Об административных правонарушениях на территории администраций сельских Брянской области», а лишь был определен перечень должностных лиц органов местного самоуправления, входящих в состав муниципального района, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на территории района, что не противоречит действующему законодательству.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом судов, считает его ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм федерального законодательства и закона субъекта Российской Федерации.

Пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации (статья 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из положений статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях, установил объем и пределы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере административной ответственности.

Определение органов, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 6 статьи 28.3 указанного Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона Брянской области от 9 марта 2011 г. № 18-3 (в редакции Закона Брянской области от 1 декабря 2011 г. № 120-3) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений Брянской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются полномочиями по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6, 9 (в части нарушения порядка распоряжения и пользования объектами нежилого фонда, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования Брянской области), 11.1 (за исключением правонарушений, совершенных на территории особо охраняемых природных территорий регионального значения), 14, 15, 19, 20, 22 (в части муниципальных маршрутов регулярных перевозок), 28 (в части муниципальных маршрутов регулярных перевозок) Закона Брянской области от 15 июня 2007 г. № 88-3 «Об административных правонарушениях на территории Брянской области».

Из приведенного законодательства следует, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством Брянской области, определяется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений Брянской области в рамках их уставных полномочий.

Во исполнение предоставленных полномочий должностным лицом муниципального района издано постановление, которое оспаривается прокурором.

В соответствии со статьей 2 Федерального закон от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 1 Устава Брянского муниципального района установлено, что Брянский муниципальный район - муниципальное образование, состоящее из 15 сельских поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области, наделено статусом муниципального района.

Как следует из содержания оспариваемого акта, им, в нарушение положений статьи 2 Закона Брянской области от 9 марта 2011 г. № 18-3, на должностных лиц администраций сельских поселений возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях на территории муниципального образования Брянский муниципальный район, предусмотренных статьями 6, 9, 11.1, 14, 15, 19, 20, 22 и 28 Закона Брянской области от 15 июня 2007 г. № 88-3 «Об административных правонарушениях на территории Брянской области», поскольку принцип самостоятельности местного самоуправления, означает, что органы местного самоуправления сельского поселения самостоятельны и уставными полномочиями органов местного самоуправления муниципального района не предусмотрено осуществление исполнительно-распорядительных функций в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц сельского поселения.

Более того, оспариваемым актом должностные лица органов местного самоуправления сельских поселений наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях на территории всего Брянского района, что существенным образом нарушает принцип территориальной юрисдикции таких органов и должностных лиц.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Закон Брянской области от 9 марта 2011 г. № 18-3 не наделил должностных лиц сельских поселений полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, то органы местного самоуправления Брянского муниципального района не вправе передавать свои полномочия, а также определять круг обязанностей должностных лиц органов местного самоуправления сельских поселений, входящих в его состав, либо каким-то образом изменять их объем.

Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения заявления, судебные постановления подлежат отмене и вынесением нового решения.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Брянского районного суда Брянской области от 8 ноября 2012 г.

и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 14 марта 2013 г. отменить, принять по делу новое решение, которым заявление прокурора Брянского района Брянской области удовлетворить.

Признать недействующим постановление администрации Брянского района Брянской области от 6 марта 2012 г. № 491 «Об определении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на территории муниципального образования «Брянский муниципальный район» с момента принятия настоящего решения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 83-КГПР14-1

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
КоАП РФ Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (введена Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ)
КоАП РФ Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх