Дело № 84-Г11-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 июля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №84-Г11-4

от 6 июля 2011 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новгородской области об оспаривании в части постановления администрации Новгородской области от 24 декабря 2010 года № 628 «О территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» по кассационной жалобе администрации Новгородской области на решение Новгородского областного суда от 26 апреля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Администрацией Новгородской области 24 декабря 2010 года принято постановление № 628 «О территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год», которое официально опубликовано в издании «Новгородские ведомости» 9 февраля 2011 года. Данным постановлением утверждена территориальная Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год.

председательствующего судей

Т.И. Ерёменко

Е.В. Горчаковой и Л.В. Борисовой

 

установила:

 

Прокурор Новгородской области обратился в Новгородский областной суд с заявлением об оспаривании названного постановления в части слов: «6432,6 руб.» в абзаце пятом «Подушевой норматив финансирования Программы (в расчете на одного человека в год)» и «3333,4 руб.» в абзаце шестом «в том числе за счет средств областного фонда ОМС» раздела «Объемы и источники финансирования Программы» в Паспорте Территориальной программы; в части слов: «6432,6 руб.» в строке 1 «Утвержденная стоимость Программы на одного жителя» таблицы № 1 приложения № 1 «Мероприятия по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2011 год» Территориальной Программы; в части слов: «137,3» руб. в строке 11, «786,0» руб. в строке 12, «378,5» руб. в строке 13 графы 6 таблицы № 2 приложения № 1 Территориальной Программы.

В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что оспариваемые им нормы устанавливают заниженные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения по сравнению с аналогичными нормативами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 782 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год», что нарушает права граждан, проживающих на территории Новгородской области, на получение бесплатной медицинской помощи надлежащего объема и качества.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.

Администрация Новгородской области просила суд в удовлетворении заявленных требований прокурору отказать.

Решением Новгородского областного суда от 26 апреля 2011 года заявленные прокурором требования удовлетворены.

Признана недействующей и не подлежащей применению со дня вступления законную силу решения суда территориальная Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденная Постановлением Администрации Новгородской области от 24 декабря 2010 года № 628 в части слов: «6432,6 руб.» в абзаце пятом «Подушевой норматив финансирования Программы (в расчете на одного человека в год)» и «3333,4 руб.» в абзаце шестом том числе за счет средств областного фонда ОМС» раздела «Объемы и источники финансирования Программы» в Паспорте территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год; в части слов: «6432,6 руб.» в строке 1 «Утвержденная стоимость Программы на одного жителя» таблицы № 1 приложения № 1 «Мероприятия по обеспечению граждан

Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 2011 год» территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год; в части слов: «137,3» руб. в строке 11, «786,0» руб. в строке 12, «378,5» руб. строке 13 графы 6 таблицы № 2 приложения № 1 территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год.

В кассационной жалобе администрация Новгородской области просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22 июля 1993 года № 5487-1, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (пункт 4 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

Согласно статье 22 Закона РФ от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения РФ и утверждает Совет Министров РФ

(Правительство РФ). На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

В силу статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

Утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи отнесено к полномочиям Правительства РФ.

В соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ 4 октября 2010 года утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год», согласно которой установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:

на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций (соответствующих структурных подразделений) - 218,1 рубля;

на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров -478,0 рубля;

на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицине» организациях (соответствующих структурных подразделениях) - 1380,6 рубля.

При рассмотрении настоящего дела судом исследованы нормативы оказания медицинской помощи оспариваемой территориальной программы.

Сравнительный анализ положений двух программ свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации заниженных по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 года № 782, нормативов объема медицинской помощи.

При таких данных следует признать правильным вывод суда о том, что оспариваемые положения Территориальной программы не соответствуют положениям Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривающей возможность установления территориальными программами дополнительных условий, видов и объемов оказания медицинской помощи, но не уменьшения нормативов объема медицинской помощи.

Довод кассационной жалобы о том, что установленные в Федеральной программе нормативы объема оказания медицинской помощи являются средними и могут устанавливаться с учетом региональных особенностей, поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе их уменьшить, не могут быть признаны состоятельными. Само по себе указание о среднем уровне нормативов не свидетельствует о наличии у субъекта Российской Федерации права произвольно устанавливать нормативы объема медицинской помощи в размере меньшем, нежели установленные Федеральной программой.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Новгородского областного суда от 26 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Новгородской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 84-Г11-4

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх