Дело № 86-Г11-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 марта 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №86-Г11-3

от 23 марта 2011 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе губернатора Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 21 декабря 2010 года, которым удовлетворено заявление прокурора Владимирской области о признании недействующими отдельных положений разделов V и VI Программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением губернатора Владимирской области от 31 декабря 2009 года № 1146.

председательствующего

В.Б. Хаменкова,

судей

Л.А. Калининой и О.А. Ксенофонтовой

при секретаре

П.В. Алёшиной

 

установила:

 

постановлением губернатора Владимирской области от 31 декабря 2009 года № 1146 утверждена Программа государственных гарантий оказания

населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год (далее - Областная программа).

Данное постановление официально опубликовано в издании «Владимирские ведомости», № 3 от 13 января 2010 года.

Разделом V указанной Областной программы в целях обеспечения потребности граждан в медицинской помощи по ее видам установлены нормативы объема медицинской помощи, рассчитанные в единицах объема на 1 человека в год. Указанные нормативы в среднем составляют:

для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,553 пациенто-дня, в том числе в рамках Областной программы обязательного медицинского страхования - 0,491 пациенто-дня;

для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,448 койко-дня, в том числе в рамках Областной программы обязательного медицинского страхования - 1,844 койко-дня.

Согласно разделу VI Областной программы нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи составляют в среднем:

на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджетов - 317,47 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 262,0 руб.;

на один койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях за счет средств бюджетов - 887,89 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 979,41 руб.;

на один вызов скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), - 1366,04 руб.

Этим же разделом Областной программы предусмотрены подушевые нормативы финансирования в расчете на 1 человека в год, которые составляют в среднем 5498,76 руб., в том числе 3612,86 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования и 1885,90 руб. за счет средств соответствующих бюджетов.

Прокурор Владимирской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим раздела V Областной программы в части установления нормативов объема медицинской помощи:

для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, в размере 0,553 пациенто-дня;

для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, в размере 2,448 койко-дня, в том числе в рамках Областной программы обязательного медицинского страхования в размере 1,844 койко-дня, а также раздела VI Областной программы в части, устанавливающей нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи:

на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств обязательного медицинского страхования - 262,0 руб.;

на один койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях за счет средств обязательного медицинского страхования - 979,41 руб.;

на один вызов скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), - 1366,04 руб.

Кроме того, прокурор просил суд признать недействующим раздел VI Областной программы в части, устанавливающей подушевые нормативы финансирования в расчете на 1 человека в год в среднем в размере 5498,76 руб., в том числе в размере 3612,86 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования и в размере 1885,90 руб. за счет средств соответствующих бюджетов.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что оспариваемые им положения Областной программы устанавливают заниженные по сравнению с соответствующими показателями Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 811, нормативы, что нарушает право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Владимирской области, на получение медицинской помощи в объеме, определенном в Федеральной программе.

Считал, что снижение субъектом Российской Федерации гарантированного объема бесплатной медицинской помощи недопустимо, что Областная программа может определять лишь дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не снижать их.

Решением Владимирского областного суда от 21 декабря 2010 года заявление прокурора Владимирской области удовлетворено, признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу оспариваемые прокурором положения Областной программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением губернатора Владимирской области от 31 декабря 2009 года № 1146.

В кассационной жалобе губернатор Владимирской области ставит вопрос об отмене судебного решения как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится, в том числе, разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Основ законодательства об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.

Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

В силу статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года №811.

Разделом IV указанной Федеральной программы установлены нормативы объема медицинской помощи, которые рассчитываются по её видам в единицах объема на 1 человека в год и используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и в среднем составляют:

для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,59 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,49 пациенто-дня.

для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,78 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,894 койко-дня.

Согласно разделу V Федеральной программы нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с данной Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:

на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 рубля;

на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 рублей, в том числе 470,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;

на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 рубля, в том числе 1167 рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования.

Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 рубля, из них:

4059,6 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;

3573,8 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в абзаце последнем раздела III Программы.

Разделом 1 Федеральной программы предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2010 год, в которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Федеральной программой соответствующих нормативов определять дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Постановлением губернатора Владимирской области от 31 декабря 2009 года № 1146 утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год.

Сравнительный анализ положений Федеральной и Областной программ государственных гарантий свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации нормативов объема медицинской помощи в размере ниже, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года №811.

Учитывая, что в силу требований Основ законодательства об охране здоровья граждан и Федеральной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2010 год принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные программы должны соответствовать положениям Федеральной программы, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предусматривать лишь дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи гражданам, вывод суда об обоснованности доводов прокурора о противоречии оспариваемых положений Областной программы требованиям федерального законодательства является правомерным.

Не опровергают выводов суда утверждения в кассационной жалобе о том, что установленные в Федеральной программе нормативы объема медицинской помощи являются средними, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации корректируют их с учетом особенностей возрастно-

полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации.

Указанное выше право субъектов Российской Федерации корректировать нормативы объема медицинской помощи не свидетельствует о предоставлении им права занижать соответствующие нормативы, предусмотренные Федеральной программой.

Не могут быть признаны состоятельными ссылки в жалобе на то, что суд, рассматривая настоящее дело, разрешил вопрос о правах и обязанностях Владимирского областного фонда обязательного медицинского страхования, который не был привлечен к участию в деле.

Судом по настоящему делу в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ был рассмотрен вопрос о соответствии федеральному законодательству Областной программы государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением губернатора Владимирской области, который и был привлечен судом к участию в деле как заинтересованное лицо, что полностью соответствует разъяснениям пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», указывающего, что к заинтересованным лицам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти или должностное лицо, принявшее оспариваемый акт.

При таких обстоятельствах постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным, которое по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Владимирского областного суда от 21 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу губернатора Владимирской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 86-Г11-3

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх