Дело № 87-АПГ14-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 12 ноября 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Александров Валентин Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 87-АПГ14-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 12 ноября 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАнишиной В.И.,
судейАлександрова В.Н., Меркулова В.П.
при секретареАфониной Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Северо-Западного транспортного прокурора о признании недействующими подпункта 4 пункта 10 и пункта 17 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области железнодорожного транспорта (возмещение недополученных доходов перевозчиков при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области) в 2014 году, утверждённого постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 г.

№ 85-а, по апелляционным жалобам департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, администрации Костромской области на решение Костромского областного суда от 1 июля 2014 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Крайновой С.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Северо-Западный транспортный прокурор обратился в Костромской областной суд с заявлением о признании недействующими подпункта 4 пункта 10 и пункта 17 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области железнодорожного транспорта (возмещение недополученных доходов перевозчиков при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области) в 2014 году (далее - Порядок предоставления субсидий), утверждённого постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 г. № 85-а.

Решением Костромского областного суда от 1 июля 2014 г. заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области и администрация Костромской области обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, полагая, что оспариваемые положения содержат все необходимые условия предоставления субсидий.

Представители администрации Костромской области, департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Согласно подпункту 4 пункта 10 Порядка предоставления субсидий одним из оснований для отказа в предоставлении субсидий является недостаточность средств, предусмотренных на эти цели законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Пунктом 17 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что главный распорядитель вправе приостанавливать выплату субсидий в том числе при невыполнении получателями обязанности представлять главному распорядителю ежеквартальный отчёт о деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области не позднее 30 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, а также в случае представления получателями неполной пли недостоверной информации, предусмотренной настоящим Порядком. После устранения нарушений предоставление субсидий возобновляется.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что порядок приостановления выплаты субсидии оспариваемым нормативным актом не регламентирован, что создаёт в его применении правовую неопределённость. Кроме того, отсутствие бюджетных ассигнований на предоставление субсидий не может являться основанием для отказа перевозчику, обратившемуся за предоставлением субсидий на возмещение затрат и недополученных доходов организациями железнодорожного транспорта, возникающих вследствие регулирования тарифов.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с судом первой инстанции в части признания недействующим подпункта 4 пункта 10 Порядка предоставления субсидий.

В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесённые в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счёт средств соответствующего бюджета.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г.

№ 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объёме за счёт средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено полное возмещение затрат и недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, возникающих в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании законов субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу второму пункта 1, пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Законом Костромской области от 19 декабря 2013 г. № 476-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрено предоставление субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах от пригородных железнодорожных перевозок, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня в полном объёме.

Пунктом 4 Порядка предоставления субсидий определены категории получателей, к которым отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа на условиях публичного договора железнодорожным подвижным составом в пригородном сообщении на территории Костромской области по согласованным с главным распорядителем расписанию движения и составностью поездов пригородного сообщения с применением установленного тарифа.

Согласно пункту 5 Порядка предоставления субсидий субсидии предоставляются лицам, указанным в пункте 4 данного Порядка, заключившим с главным распорядителем договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В материалы дела представлен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Костромской области в 2014 году, согласно которому ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» (перевозчик) обязуется осуществлять деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом с взиманием провозной платы в соответствии с тарифом, установленным распорядительным актом органа государственной исполнительной власти Костромской области, а Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (организатор перевозок) предоставляет субсидии из областного бюджета на отдельные мероприятия в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном Администрацией Костромской области.

Таким образом, Администрация Костромской области, заключив в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства договор с перевозчиком по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в соответствии с требованиями пункта 5 Порядка предоставления субсидий, приняла на себя обязательства компенсации перевозчику недополученных доходов от осуществления перевозок по установленным тарифам.

Эти обязательства субъекта Российской Федерации в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются расходными, подлежащими исполнению за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем такое основание для отказа в предоставлении субсидий, как недостаточность средств, предусмотренных на эти цели законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, не основано на действующем законодательстве.

В части признания недействующим пункта 17 Порядка предоставления субсидий решение суда первой инстанции является ошибочным.

Отсутствие в порядке предоставления субсидий конкретного срока для принятия главным распорядителем решения о приостановлении выплаты субсидий и об их возобновлении не свидетельствует о правовой неопределенности принятых нормативных актов, поскольку законодателем определён срок предоставления отчёта - не позднее 30 числа месяца, следующего за отчётным, и при устранении выявленных нарушений предоставление субсидий возобновляется, что гарантирует получателю субсидий как заинтересованному лицу скорейшее возмещение своих затрат из средств бюджета с момента приостановления таких выплат.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что пункт 17 Порядка не содержит правовой неопределённости и не ведёт к неоднозначному пониманию содержания указанной правовой нормы.

Руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Костромского областного суда от 1 июля 2014 г. отменить в части признания недействующим пункта 17 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области железнодорожного транспорта (возмещение недополученных доходов перевозчиков при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Костромской области) в 2014 году, утверждённого постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 г.

№ 8 5-а, в удовлетворении заявления Северо-Западного прокурора в указанной части отказать, в остальной части решение суда оставить без изменения.

Предсе Судьи

Статьи законов по Делу № 87-АПГ14-5

ГК РФ Статья 790. Провозная плата
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
БК РФ Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх