Дело № 88-Г09-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 июня 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №88-Г09-4

от 3 июня 2009 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.

Ерёменко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Волкова РЩ Щ ТЩ \ о признании недействующими и не подлежащими

применению отдельных положений Закона Томской области № 29-03 от 14 февраля 2005 года «О муниципальных выборах в Томской области» по кассационной жалобе Волкова А.Г. на решение Томского областного суда от 20 февраля 2009 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Волков А.Г., баллотировавшийся на должность мэра г.Томска, обратился в Томский областной суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Томской области № 2903 от 14 февраля 2005 года «О муниципальных выборах в Томской области».

В обоснование заявленных требований Волков А.Г. ссылался на то, что оспариваемым законом области на него дополнительно незаконно возлагается обязанность по представлению в избирательную комиссию документов, не предусмотренных федеральным законодательством, неопределенно

регламентируются действия субъектов избирательного процесса и создаются незаконные препятствия для муниципальных служащих при реализации ими пассивного избирательного права при проведении муниципальных выборов.

Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Волков А.Г., полагая его неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.

Постановлением Государственной Думы Томской области № 1697 от 27 января 2005 года принят Закон Томской области № 29-03 «О муниципальных выборах в Томской области», 15 февраля 2005 года данный закон был опубликован в № 6 (121) Официальных ведомостей Администрации Томской области «Сборник нормативно-правовых актов, подписанных главой Администрации Томской области» и 26 февраля 2005 года вступил в силу.

Согласно части 2 статьи 33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии указанных в частях 3 и 4 статьи 29 настоящего Закона заявления (заявлений) о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, сведений о размере и об источниках доходов и имуществе, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо внесенного избирательного залога, либо решения политической партии, указанной в части 13 настоящей статьи.

В силу части 2.1 статьи 33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 3 и 4 статьи 29 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» кандидат при выдвижении по одномандатному (многомандатному) либо единому избирательному округу не позднее чем за 37 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию, а уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего заверенный список кандидатов, не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию муниципального образования следующие документы: а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов; б) сведения об изменениях в данных о кандидате, об изменениях, происшедших в списке кандидатов после заверения его копии, и изменениях в данных о каждом кандидате из списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 3 и 4 статьи 29 настоящего Закона; в) первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения; д) документ о внесении избирательного залога на счет избирательной комиссии муниципального образования.

Пунктом «в» части 18 статьи 33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, в том числе и документов, необходимых в соответствии с федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Частью 1 статьи 35 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» установлено, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, в соответствии с федеральным законом при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Согласно части 2 статьи 35 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов муниципальных образований), а также зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации (за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями), на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или

служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. На выборах в представительный орган муниципального образования при числе не более пяти тысяч избирателей в избирательном округе зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

В соответствии с пунктом «д» части 4 статьи 35 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Законе понимается, в том числе, и сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок.

В силу положений части 2 статьи 36 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» во время проведения выборов зарегистрированный кандидат в соответствии с федеральным законодательством не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

При этом частью 3 статьи 36 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» предусмотрено, что время участия зарегистрированного кандидата в выборах в соответствии с федеральным законодательством засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

Проанализировав положения законодательства Томской области, суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Государственной Думой Томской области в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий и с соблюдением установленного порядка принятия и введения в действие, содержание оспариваемых норм не противоречит федеральному законодательству, регулирующему порядок проведения выборов в Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных Волковым А.Г. требований, суд исходил из следующего.

Пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Частью 6 статьи 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» определено, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

Статьей 11 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Так, согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии,

указанной в пункте 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункт 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации»).

Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата (пункт 3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации»).

Поскольку, как правильно указал суд, под законом указанный Федеральный закон понимает как федеральный конституционный закон, федеральный закон, так и закон субъекта Российской Федерации, а федеральным законом предоставлено право субъекту Российской Федерации устанавливать дополнительный перечень документов, необходимых для регистрации кандидата, заявление Волкова А.Г. в части признания недействующей и не подлежащей применению части 2 статьи 33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» не подлежит удовлетворению.

Довод кассационной жалобы заявителя о произвольном характере оспариваемой нормы, незаконно вводящей дополнительные, не предусмотренные федеральным законом, требования для регистрации кандидата в виде обязанности представлять первый финансовый отчет кандидата несостоятелен и не может быть принят во внимание, поскольку по смыслу федерального законодательства, в избирательном процессе кандидатами могут использоваться только средства избирательного фонда, сформированные в соответствии с нормами закона, финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, порядок создания избирательных фондов, порядок расходования средств из них, состав источников

названных фондов регламентируются федеральным законом и соблюдение данных норм является обязанностью всех участников избирательного процесса, а нарушение - основанием для применения соответствующих санкций.

В соответствии с требованиями статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

Соответственно, установление законом субъекта требований о предоставлении первого финансового отчета кандидата при его регистрации не является произвольным, а по его конституционно-правовому смыслу вытекает из норм федерального закона и направлено на их реализацию с целью недопущения нарушения законодательства о финансировании выборов на стадии регистрации кандидата, а, соответственно, и введения дополнительной превентивной гарантии законности проведения самих выборов с позиций их финансирования.

Данный вывод подтверждается положениями пункта 9 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», согласно которому кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, в системном их истолковании с нормами статьи 58 указанного закона, что верно указал суд, мотивируя отказ в признании недействующей части 3 статьи 33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области».

Таким образом, часть 3 статьи 33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области», требующая от кандидата представления в избирательную комиссию первого финансового отчета, не противоречит приведенному выше пункту 9 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» и другим нормам федерального законодательства о выборах. Оставляя без удовлетворения требования заявителя в части признания недействующей и не подлежащей применению части 3 статьи 33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области», суд обоснованно полагал, что данная норма областного закона должна толковаться в системной связи и неразрывном единстве с другими нормами этого закона и действующего федерального законодательства, ее правовой смысл направлен на реализацию конституционных норм о гарантированности пассивного избирательного права и не предполагает такое их истолкование как указывает в своем заявлении Волков А.Г.

Отказывая в удовлетворении требований в части признания недействующей и не подлежащей применению частей 2 и 2.1 статьи 33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области», суд правильно исходил из того, что данные нормы полностью соответствуют содержанию пунктов 1 и 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», в силу которых регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом (пункт 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации»).

При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации»).

Никаких содержательных противоречий в указанных оспариваемых нормах не содержится. Мотив неопределенности содержания правильно

опровергнут судом тем обстоятельством, что нормы текстуально в полной мере соответствуют федеральному закону, имеют определенный в законе правовой смысл и не предполагают иного толкования, нежели как предусмотренного действующим федеральным законом. Проверка же положений федерального закона в полномочия суда не входит.

Заявление Волкова А.Г. в части признания пункта «в» части 18 статьи 33 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» недействующим и не подлежащим применению также верно оставлено судом без удовлетворения, так как оспариваемый пункт соответствует подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», которым предусмотрено, что одним из оснований для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Судом также правильно установлено в судебном заседании, что части 1 и 2, а также пункт «д» части 4 статьи 35 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» не противоречат статье 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», устанавливающей ограничения, связанные с должностным или служебным положением кандидатов и иным требованиям федерального законодательства о выборах.

Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

В силу пункта 2 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе

избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок (подпункт «п» пункта 5 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации»).

Оспариваемая норма, равно как и норма федерального закона, в ее конституционно-правовом истолковании устанавливает гарантии равенства всех кандидатов, не допускает использование кандидатом преимуществ своего должностного положения и направлена на реализацию положений статей 19, 32 Конституции Российской Федерации. Вопросы же допустимого предела таких ограничений относительно объема конституционных гарантий, их объема и содержания в федеральном законодательстве судам общей юрисдикции не подведомственны.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал свою позицию о том, что пассивное избирательное право граждан может быть ограничено в пределах, соразмерных конституционно значимым целям обеспечения равенства, справедливости выборов. Проверка же конкретной нормы федерального закона или закона субъекта Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе и по жалобам граждан, считающих нарушенными свои конституционные права такими нормами действующих законов.

Отказывая в удовлетворении заявления Волкова А.Г. в части требований о признании недействующими и не подлежащими применению частей 2 и 3 статьи 36 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области», суд также обоснованно исходил из того, что данные нормы полностью соответствуют закону, имеющему большую юридическую силу.

Пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» определено, что во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия

переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

Согласно пункту 3 указанной статьи Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

При этом, суд верно указал, что федеральным законодательством трудовые гарантии установлены только для зарегистрированных кандидатов, право либо обязанность предоставлять аналогичные гарантии незарегистрированным кандидатам Федеральной закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» субъекту Российской Федерации не предоставляют.

В данном требовании заявитель фактически ставит вопрос о введении дополнений в действующее законодательство о предоставлении дополнительных гарантий незарегистрированным кандидатам, тогда как эти вопросы относятся к прерогативам органов законодательной власти и в силу принципа разделения властей суду неподведомственны.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на судебную защиту своих прав и законных интересов. Однако судебной защите подлежат наличествующие, а не произвольно истолкованные заявителем права.

При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявления и оснований для отмены решения суда, о чем просит Волков А.Г. в кассационной жалобе, не имеется.

Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Томского изменения, кассационную

облетного суда от 20 февраля 2009 года оставить без жалобу Волкова А.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 88-Г09-4

Статья 19. Все равны перед законом и судом
Статья 32. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно,
Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод
Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх