Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 89-АПГ15-18

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 10 сентября 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Александров Валентин Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 89-АПГ15-18

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 10 сентября 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАлександрова В.Н.,
судейГорчаковой Е.В., Меркулова В.П.
при секретареКостереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Строительная компания «Жилье» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Тюменского областного суда от 5 июня 2015 г., которым заявленное требование удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

открытое акционерное общество «Строительная компания «Жилье» (далее - общество) обратилось в Тюменский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:23:0110002:65 равной его рыночной стоимости в размере 20 080 281 рублей по состоянию на 1 января 2011 г.

Решением Тюменского областного суда от 5 июня 2015 г. заявление удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, Департамент имущественных отношений Тюменской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.

открытое акционерное общество «Строительная компания «Жилье», Правительство Тюменской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства по Тюменской области, в судебное заседание не явились, о времени месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Открытое акционерное общество «Строительная компания «Жилье» на основании договора аренды от 25 января 2008 г. № , заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, является арендатором земельного участка, площадью 30287 кв.м, с кадастровым номером 72:23:0110002:65, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Береговая, 1996, из земель поселений с разрешённым использованием - под имущественный комплекс производственной базы.

Согласно копиям кадастрового паспорта и кадастровой справки от 21 января 2015 г. кадастровая стоимость земельного участка составляет 64 676 677,02 рублей и установлена по состоянию на 1 января 2011 г. в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 2 декабря 2013 г. № 530-п.

Обществом соблюден досудебный порядок рассмотрения спора путем обращения в соответствующую комиссию.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителем представлен отчет об оценке от 27 мая 2014 г. № 636/14, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «АЛЛЕГРА», согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г. определена в размере 18 687 000 рублей, и положительное экспертное заключение на отчет Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» от 2 июня 2014 г. № 457/06-14.

По ходатайству общества судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, в соответствии с заключением эксперта от 15 мая 2015 г.

рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г.

определена в размере 20 080 281 рублей.

Общество уточнило свое требование и просило установить рыночную стоимость земельного участка в соответствии с заключением эксперта.

Суд первой инстанции признал заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, и удовлетворил заявленное требование.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту этой же 1 статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено, что для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

Пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 254 отчёт об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральный стандарт оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО№ 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.

Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 14 ФСО №1).

Как следует из экспертного заключения от 15 мая 2015 г., рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на января 2011 1 г., то есть на дату, на которую постановлением Правительства Тюменской области от 2 декабря 2013 г. № 530-п установлена его кадастровая стоимость.

При проведении исследования эксперт руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки и применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, для реализации которого им проанализирован рынок предложений земельных участков г. Тюмени и Тюменском районе.

В качестве аналогов объекта оценки экспертом выбраны 4 объекта сходных по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами экспертом применены соответствующие корректировки на вид права, на уторговывание, на месторасположение, на площадь земельного участка.

Экспертное заключение соответствует положениям статей 85, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

С учетом положений статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что указанная в заключении эксперта итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной, поэтому решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Тюменского областного суда от 5 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 89-АПГ15-18

ГПК РФ Статья 86. Заключение эксперта
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу

Загрузка
Наверх