Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 89-ВПР11-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 2 марта 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №89-ВПР11-1

от 2 марта 2011 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя ФБУ «Тюменская воспитательная колония» УФСИН России по Тюменской области Кайгородовой И.Е., представителя УФСИН России по Тюменской области Коваля В.А., возражавших против доводов представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что судебные постановления подлежат отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Тюменский прокурор по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Тюменской области обратился в суд с заявлением

об обязании ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области» получить лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров.

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной совместно с Государственной противопожарной службой по Тюменской области, выявлено, что ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области» имеет в своей структуре подразделение ведомственной пожарной охраны и в нарушение пункта 38 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляет деятельность по тушению пожаров без специального разрешения (лицензии).

Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 10 марта 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 апреля 2010 года, в удовлетворении требования прокурора отказано.

Определением судьи Тюменского областного суда от 3 сентября 2010 года отказано в передаче представления прокурора в порядке надзора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

В представлении в порядке надзора заместителя Генерального прокурора Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения Тюменского районного суда Тюменской области от 10 марта 2010 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 апреля 2010 года и передаче дела на новое рассмотрение в связи с допущенными судом существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

24 ноября 2010 года дело по заявлению Тюменского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Тюменской области к ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области» о возложении обязанности получить лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2011 года передано для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции - Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления в порядке надзора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит доводы представления заслуживающими внимания, а обжалуемые судебные постановления - подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых

невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судом установлено, что в Тюменской воспитательной колонии имеется ведомственная пожарная часть 2 разряда с двумя штатными единицами работников и двумя единицами пожарной техники. Пожарная часть создана для разработки мер по обеспечению пожарной безопасности, организации и осуществления ведомственного пожарного надзора, профилактики и тушения пожаров, спасения людей и имущества при пожарах на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, то есть во исполнение возложенных задач и функций согласно Положению о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года, в число полномочий, осуществляемых ФСИН России, входит разработка и реализация мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Воспитательная колония действует на основании Положения о федеральном государственном учреждении «Тюменская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области», утвержденного приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года № 212. В соответствии с названным Положением колония является исправительным учреждением, исполняющим уголовное наказание в виде лишения свободы, осуществляющим деятельность по управлению и эксплуатации исправительного учреждения, а также по оказанию реабилитационной помощи осужденным, в основные функции которого входит осуществление противопожарных и противоэпидемических мероприятий, предусмотренных государственными стандартами и правилами (пункт 3.24 Положения).

Поскольку деятельностью по тушению пожаров ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области» занимается не в силу волеизъявления, а в силу обязанностей, возложенных на него законом, то в этой связи, по мнению суда, названное учреждение не относится к субъектам, на которых распространяет свое действие Федеральный закон № 128-ФЗ, и для осуществления данного вида деятельности ему не требуется получения лицензии.

В обоснование приведенного вывода суд сослался на пункты 4, 10 Положения о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 4 августа 2005 года № 697, согласно которым в ведомственную пожарную охрану уголовно-исполнительной системы входит ведомственная противопожарная служба Управления безопасности ФСИН России, отделы ведомственной пожарной охраны территориальных органов ФСИН России, объединенные пожарные части, пожарные части 1 разряда, пожарные части 2

разряда, отдельные посты, группы пожарной профилактики учреждений, исполняющих уголовное наказание, и следственных изоляторов, в основные задачи ведомственной пожарной охраны уголовно-исполнительной системы входит организация и осуществление тушения пожаров, спасение людей и имущества при пожарах на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; подпункт 4 пункта 11, пункт 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, в соответствии с которыми структуру и штатное расписание территориальных органов ФСИН России, положения о структурных подразделениях ФСИН России, ее территориальных органах утверждает директор Федеральной службы исполнения наказаний, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда сделаны без учета положений законодательства о лицензировании и обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения заявления прокурора.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тюменской области совместно с Государственной противопожарной службой по Тюменской области проведена проверка соблюдения администрацией ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области» правил и требований пожарной безопасности, а также лицензирования деятельности по тушению пожаров. В результате проверки установлено, что в указанном учреждении имеется структурное подразделение ведомственной пожарной охраны, а также специальная пожарная техника, однако деятельность по тушению пожаров осуществляется учреждением без лицензии, в связи с чем указанное юридическое лицо постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Тюменского района Тюменской области от 23 апреля 2009 года привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

В результате прокурорской проверки от 27 января 2010 года установлено, что ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области» не приняло надлежащих мер для получения лицензии.

Согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности; соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Подпунктом 38 пункта 1 статьи 17 названного Федерального закона установлено, что деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 года № 625, под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организация и осуществление действий, направленных на спасение людей имущества и ликвидацию пожаров.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 4 августа 2005 года № 697 утверждено Положение о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы, согласно которому к числу основных функций ведомственной пожарной охраны относится организация и осуществление тушения пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также участие в установленном порядке в тушении пожаров в населенных пунктах, на предприятиях, объектах и т.п., не входящих в уголовно-исполнительную систему.

Выводы суда сделаны без учета приведенных правовых норм, из которых следует, что деятельность по тушению пожаров должна осуществляться ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области» на основании лицензии.

Поскольку к числу основных функций ведомственной пожарной охраны относится участие в тушении пожаров в населенных пунктах, на предприятиях, объектах, не входящих в уголовно-исполнительную систему, установление обстоятельств, связанных с выполнением этой функции ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области», имеет существенное значение для правильного разрешения настоящего заявления.

Между тем, указанные обстоятельства предметом судебной проверки не являлись, что не позволяет признать правильным вывод суда о том, что ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области» не относится к субъектам, на которых распространяется Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судом не учтено, что постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Тюменского района Тюменской области от 23 апреля 2009 года, вступившим в законную силу, установлен факт незаконного осуществления ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области» деятельности по тушению пожаров без лицензии.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит необходимым отменить вынесенные по настоящему делу судебные постановления с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку имеющие значение для дела обстоятельства нуждаются в проверке и оценке суда.

Поскольку из приведенных выше положений нормативных актов следует, что получение лицензии носит заявительный характер и требует волеизъявления соискателя лицензии (юридического лица или индивидуального предпринимателя), требования прокурора, заключающиеся в обязании

получения лицензии, нуждаются в уточнении, что следует учесть суду при новом рассмотрении заявления.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Тюменского районного суда Тюменской области от 10 марта 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 апреля 2010 года отменить, дело по заявлению Тюменского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Тюменской области к ФБУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области» о возложении обязанности по получению лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 89-ВПР11-1

КоАП РФ Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)

Производство по делу

Загрузка
Наверх