Дело № 89-Г08-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 сентября 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Горшков Вячеслав Валерьевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №89-Г08-10

от 9 сентября 2008 года

 

рассмотрела в судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам к Тюменскому региональному отделению Общероссийского общественного движения «За права человека» о ликвидации общественного объединения и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц, по кассационной жалобе Тюменского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» на решение Тюменского областного суда от 10 июня 2008 года, которым исковые требования удовлетворены, Тюменское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» ликвидировано с исключением его из единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам обратилось в Тюменский областной суд с иском к Тюменскому региональному

председательствующего судей

Горшкова В.В. Харланова А.В., Гетман Е.С.

 

установила:

 

отделению Общероссийского общественного движения «За права человека» о ликвидации общественного объединения и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что созданное

7 апреля 1998 года Тюменское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» осуществляет свою деятельность с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства, а именно, в нарушение абз. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» ответчик не соблюдает нормы своего устава в части принятия решений об избрании членов Совета и контрольно-ревизионной комиссии, периодичности проведения заседаний Совета и учета участников организации.

8 нарушение ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик, имеющий свои представительства в городах Ишиме, Ялуторовске, Тобольске, а также в Абатском, Бердюжском и Казанском районах, изменений в свой устав в данной части в установленный законом срок не внес, так как устав организации не содержит сведений о наименованиях и местонахождении представительств.

Ответчиком нарушен трехдневный срок по представлению в Управление информации о смене должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, поскольку в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения, что таковым лицом является председатель Совета Постников В.В., тогда как по материалам контрольного дела Постников В.В. является исполнительным директором ответчика. С нарушением установленного законом трехмесячного срока организацией были предоставлены У ФРС документы на государственную регистрацию по смене адреса ответчика. По утверждению Управления, сведения об экономических видах деятельности организации, в том числе по оказанию правовых услуг, не внесены в единый государственный реестр юридических лиц, при этом ответчик использует на своем бланке не зарегистрированную в установленном порядке символику. Ответчик в течение длительного периода времени, в нарушение ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых платежей. Кроме того, так как уполномоченное от организации лицо -Постников В.В. предоставил в регистрирующий орган недостоверные сведения об учредителях ответчика, поскольку создавали организацию Бикбулатов P.P., Ющенко Е.Б., Быков В.А., Пащук М.С., тогда как в качестве ее учредителей в единый государственный реестр юридических лиц внесены Зырянов И.В. и Мажарова Ю.Н., которые общее собрание, проходившее 7 апреля 1998 года, не созывали, при регистрации ответчика не были учтены интересы лиц, принимавших решение о создании организации.

Решением Тюменского областного суда от 10 июня 2008 года исковые требования Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам удовлетворены, Тюменское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» ликвидировано и исключено из единого государственного реестра юридических лиц.

В кассационной жалобе Тюменского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» ставиться вопрос об отмене решения Тюменского областного суда от 10 июня 2008 года и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.

Судом установлено, что Тюменское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» создано 7 апреля 1998 года. Организация действует на основании устава Общероссийского общественного движения «За права человека», принятого 20 ноября 1997 года (протокол съезда № 1). Учетный номер ответчика в ведомственном реестре Управления Федеральной регистрационной службы -

Управлением юстиции администрации Тюменской области 3 июня

1998 года организация зарегистрирована и выдано свидетельство о государственной регистрации №| |, ОГРН | |

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основанием для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Удовлетворяя исковое заявление Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам о ликвидации Тюменского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц, Тюменский областной суд пришел к выводу о том, что Тюменским региональным отделением Общероссийского общественного движения «За права человека» неоднократно и грубо нарушены требования федерального законодательства об общественных объединениях.

Данный вывод суда мотивирован, основан на собранных по делу доказательствах, действующем законодательстве и оснований для признания его неправильным не установлено.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а в случае изменения сведений о действительном месте нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, организация обязана в течение трех дней с момента таких изменений, в установленном порядке, подать соответствующие документы в регистрирующий орган для их регистрации.

При вынесении решения суд пришел к правильному выводу о том, что Тюменским региональным отделением Общероссийского общественного движения «За права человека» на протяжении длительного периода времени систематически нарушались требования федерального законодательства.

Данные нарушения, как правильно указал суд, выразились в том, что организацией нарушались сроки по предоставлению документов по установленной законом форме о смене адреса организации, и смене должностного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации; организацией в регистрирующий орган представлены недостоверные сведения в отношении учредителей организации; организация, имеющая представительства в городах Ишиме, Ялуторовске, Тобольске, а также в Абатском, Бердюжском и Казанском районах, соответствующие изменения в устав в установленный законом срок не внесла, устав организации не содержит сведений о наименованиях и местонахождении представительств.

Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Судом установлено, что у ответчика имеются неисполненные в течение длительного периода времени обязанности по уплате налогов и пени в сумме 53250,81 рублей (л.д. 62-69, 120-112), на основании решения ИФНС России по г. Тюмени от 12 октября 2005 года операции по счету ответчика приостановлены, указанное решении ответчиком не оспорено и обязательства по погашению налоговых платежей не исполнены.

В соответствии со статей 24 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику. Символика общественного объединения

подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При разрешении спора, судом установлено, что организация использует символику, не зарегистрированную в установленном законом порядке.

В силу статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предлринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в частности коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что организация осуществляла правовые услуги, консультируя по трудовым, семейным, налоговым, пенсионным, спорам, составляя процессуальные документы, обжалуя судебные постановления, действия (бездействие) государственных органов власти, представительствуя в суде.

При вынесении решения суд правомерно указал на то, что в нарушение требований статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» организацией не представлены регистрирующему органу сведения позволяющие внести в единый государственный реестр юридических лиц коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в части оказания услуг по консультированию граждан и представительства по правовым вопросам.

Нарушения действующего федерального законодательства, на которые указал суд, общественной организацией на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, а также в суде кассационной инстанции не устранены, действий направленных на их устранения не предпринималось.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Тюменским региональным отделением Общероссийского общественного движения «За права человека» неоднократно и грубо на протяжении длительного периода времени нарушались требования федерального законодательства об общественных объединениях, является правильным.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявление Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам о ликвидации Тюменского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» и исключении его из единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, а поэтому оснований для отмены решения Тюменского областного суда от 10 июня 2008 года по доводам кассационной жалобы не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, изложенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.

Довод кассационной жалобы о том, что Общероссийское общественное движение «За права человека» привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, своевременно не извещено о времени и месте рассмотрения дела Тюменским областным судом, в связи с чем лишено возможности отстаивать свои интересы, нельзя признать правильным.

Общероссийское общественное движение «За права человека» знало о возбуждении в отношении ответчика гражданского дела, 28 апреля 2008 года заявляло ходатайство об его отложении, о рассмотрения дела 10 июня 2008 года извещено в установленном законом порядке, и не приняло участия в процессе по собственной воле, а не по причине несвоевременного и ненадлежащего вручения вызова в суд.

Довод кассационной жалобы о том, что суд при вынесении решения не учел, что Тюменское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» не имеет незарегистрированных представительств, является несостоятельным.

Указанный довод был предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Материалами дела подтверждается, что Тюменское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» имеет представительства в городах Ишиме, Ялуторовске, Тобольске, а также в Абатском, Бердюжском и Казанском районах. Указанные обстоятельства подтверждаются в частности неоднократными публикациями в средствах массовой информации -Тюменской правозащитной газете «Именем Закона», главным редактором которой является исполнительный директор организации Постников В.В. (т. 1 л.д. 24, 26).

При вынесении решения суд с учетом установленных по делу обстоятельств пришел к правильному выводу о том, что ответчик в нарушение действующего законодательства соответствующих изменений в устав не внес, наименование и место нахождения представительств в учредительном документе не указал.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что ликвидация Тюменского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» не соответствует общеправовым принципам юридической ответственности, несоразмерно допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

Поскольку Тюменским региональным отделением Общероссийского общественного движения «За права человека» допускались неоднократные нарушения действующего законодательства, данные нарушения повторялись, мер, предусмотренных законодательством для устранения допущенных нарушений, организацией не принималось, от их принятия организация

необоснованно устранялась. На момент рассмотрения дела они также не были устранены.

Другие доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360-362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Тюменского областного суда от 10 июня 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тюменского регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 89-Г08-10

ГК РФ Статья 55. Представительства и филиалы юридического лица
ГК РФ Статья 61. Ликвидация юридического лица
НК РФ Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх