Дело № 9-АПГ12-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 мая 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 9-АПГ12-2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 23 мая 2012 г.

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Н. Пирожкова
судей Т.И. Ерёменко и Л.В. Борисовой
при секретаре А.В. Аверине

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Логиновой З П о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части Постановление Правительства Нижегородской области от 11 марта 2011 г. № 162 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживающих совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей реабилитированных лиц, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившихся на прежнее место жительства в Нижегородскую область» и Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. № 131-3 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» по апелляционной жалобе Логиновой З.П. на решение Нижегородского областного суда от 15 февраля 2012 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Законодательным Собранием Нижегородской области 18 ноября 2004 года принят закон Нижегородской области № 131-3 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», официально опубликованный в издании «Правовая среда» 1 декабря 2004 года, которым установлены меры социальной поддержки граждан, признанных жертвами политических репрессий.

В целях реализации областной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области» на период 2011-2013 годов Правительством Нижегородской области принято постановление от 11 марта 2011 года № 162, которым утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживающих совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей реабилитированных лиц, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившихся на прежнее место жительства в Нижегородскую область. Данное постановление официально опубликовано в издании «Правовая среда» 1 декабря 2004 года.

Логинова З.П., являясь лицом, подвергшимся политическим репрессиям, обратилась в Нижегородский областной суд с заявлением об оспаривании Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. № 131-3 «О мзрах социальной поддержки жертв политических репрессий» в части слов «утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями», а также названного постановления Правительства Нижегородской области в части слов: « утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями», в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат положениям ФЗ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку ограничивают права граждан из числа лиц, подвергшихся политическим репрессиям, на получение мер социальной поддержки.

В судебном заседании Логинова З.П. поддержала заявленные суду требования.

Законодательное Собрание Нижегородской области и Правительство Нижегородской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Нижегородского областного суда от 15 февраля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Логинова З.П. просит указанное решение суда отменить как незаконное.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

В соответствии с подпунктом «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Оспариваемыми в настоящем деле положениями части 4 статьи 2 Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 года № 131-3 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» в случае возвращения на прежнее место жительства в Нижегородскую область реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети реабилитированных лиц, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области по договорам социального найма в порядке, предусмотренном законодательством Нижегородской области.

Аналогичные положения содержатся в оспариваемом Постановлении Правительства Нижегородской области от 11 марта 2011 г. № 162 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживающих совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей реабилитированных лиц, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившихся на прежнее место жительства в Нижегородскую область», которым определен порядок предоставления жилых помещений реабилитированным гражданам, утратившим жилые помещения в Нижегородской области в связи с репрессиями.

Как усматривается из представленных материалов, Логинова Зинаида Петровна в соответствии с ч.2 ст. 1.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» является лицом, подвергшимся политическим репрессиям, как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного родителя, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признана лицом, подвергшимся политическим репрессиям и заключением прокуратуры Нижегородской области 08 июля 2004 года реабилитирована.

Согласно выписке из решения жилищно-бытовой комиссии администрации Пермеевского сельсовета Большеболдинского муниципального района Нижегородской области Логинова Зинаида Петровна с 10.08.2011 г. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 3 ч. 1 ст.51 Жилищного кодекса РФ как проживающая в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Из письма Министерства социальной политики Нижегородской области от 21.10.2011 г. № 318-10-14163/11 следует, что комиссией по обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Нижегородской области, принято решение об отказе Логиновой З.П. во включении в сводный список реабилитированных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, подлежащих обеспечению жильем в 2011 г., так как в представленных Логиновой З.П. документах не содержится сведений, подтверждающих факт конфискации жилого помещения, принадлежащего заявителю либо членам его семьи на момент применения репрессий.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые в настоящем деле нормы приняты субъектом РФ в пределах предоставленной ему компетенции и не противоречат положениям федерального законодательства.

Так, ст. 16 Федерального Закона от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (в ред. ФЗ от 03.09.1993 г. № 5698-1) устанавливалось право реабилитированных лиц и членов их семей на первоочередное получение жилья. Таким образом, реабилитированные лица и члены их семей имели право на первоочередное получение жилья в тех случаях, когда они нуждались в улучшении жилищных условий, независимо от того имели ли они в данном населенном пункте жилье до применения к ним репрессий.

Однако в связи с вступлением в силу Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ данная норма утратила силу.

Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Анализируя указанные положения закона, суд обоснованно исходил из того, что федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. При этом федеральный законодатель отнес к компетенции субъекта РФ установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в связи с введением ограничения в отношении круга лиц, являющихся членами семей реабилитированных граждан, и граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий, законодателем нарушен принцип сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, что предусмотрено ст. 153 Федерального закона от 8 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Однако подобный вывод является ошибочным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с частями первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» в редакции от 22.08.2004 реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статей 1, 26.3 и 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принципов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации, закрепленных в статьях 28, 30, 31 (в части права органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов), 33, 35 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Республика Коми) наделен полномочиями по самостоятельному определению видов, размеров и порядка предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, финансовое обеспечение которых отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Нижегородского областного суда от 15 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Логиновой З.П. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 9-АПГ12-2

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
ЖК РФ Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх