Дело № 9-ВПР08-20

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 октября 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №9-ВПР08-20

г.Москва

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании представление в порядке надзора заместителя Генерального прокурора РФ Кехлерова С.Г. на определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 7 июля 2006 года и постановление президиума Нижегородского областного суда от 29 ноября 2007 года по гражданскому делу по заявлению Кулебакского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании действий должностного лица.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что судебные постановления подлежат отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

УСТАНОВИЛА:

Распоряжением администрации Кулебакского района Нижегородской области от 21 февраля 2006 года № 65-р «О передаче функций по обеспечению регистрационного учета граждан в Кулебакском районе Нижегородской области» функции по обеспечению регистрационного учета граждан с оформлением соответствующих документов для ПВС МВД, в том числе функции по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания собственников жилья и проживающих на территории Кулебакского района переданы ООО «Центр-СБК» (Кулебакский филиал).

Кулебакский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица -главы местного самоуправления Кулебакского района, издавшего указанное распоряжение в нарушение действующего законодательства.

Решением Кулебакского городского суда Нижегородской области от 23 мая 2006 года заявление прокурора удовлетворено.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 7 июля 2006 года решение Кулебакского городского суда от 23 мая 2006 года отменено и принято новое решение, которым прокурору отказано в удовлетворении заявления.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 2007 года дело по представлению в порядке надзора заместителя Генерального прокурора РФ передано для рассмотрения по существу в президиум Нижегородского областного суда.

Постановлением президиума Нижегородского областного суда от 29 ноября 2007 года определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 7 июля 2006 года оставлено без изменения, представление заместителя Генерального прокурора РФ - без удовлетворения.

В представлении в порядке надзора заместитель Генерального прокурора РФ Кехлеров С.Г. ставит вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 7 июля 2006 года и постановления президиума Нижегородского областного суда от 29 ноября 2007 года и оставлении в силе решения Кулебакского городского суда Нижегородской области от 23 мая 2006 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления прокурора в порядке надзора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит представление подлежащим удовлетворению.

В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В представлении в порядке надзора прокурор указывает, что определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 7 июля 2006 года и постановление президиума Нижегородского областного суда от 29 ноября 2007 года постановлены с существенным нарушением норм материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав неопределенного круга лиц.

Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий главы местного самоуправления Кулебакского района Нижегородской области, издавшего распоряжение о передаче функций по обеспечению регистрационного учета граждан в Кулебакском районе ООО «Центр-СБК», прокурор полагал, что распоряжение принято с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

Ссылаясь на пункт 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, прокурор указал, что ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных илиадминистративно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Из Положения о филиале общества с ограниченной ответственностью «Центр-СБК» в Кулебакском районе Нижегородской области (Кулебакский филиал ООО «Центр-СБК») следует, что Кулебакский филиал ООО «Центр-СБК» таковую деятельность не осуществляет.

Обосновывая нарушение оспариваемым распоряжением прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории Кулебакского района, прокурор ссылался на то, что деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен.

Разрешая спор, Кулебакский городской суд Нижегородской области счел позицию прокурора обоснованной и удовлетворил заявленные им требования.

Отменяя решение Кулебакского городского суда, Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда пришла к выводу о том, что судом неправильно истолкован закон, поскольку Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, предусматривает в числе таковых лиц должностных лиц акционерных обществ и других коммерческих организаций.

По мнению судебной коллегии, должностные лица коммерческой организации ООО «Центр-СБК» могут быть отнесены к категории лиц, ответственных за регистрацию граждан.

Аналогичная позиция изложена в постановлении президиума Нижегородского областного суда. То обстоятельство, что в Уставе ООО «Центр-СБК» не указано в качестве вида деятельности обеспечение регистрационного учета, по мнению президиума, не может явиться основанием для признания таковой деятельности ООО «Центр-СБК» незаконной, поскольку его Устав предусматривает возможность осуществления любой деятельности, не запрещенной законом.

Признать позицию судебной коллегии по гражданским делам и президиума Нижегородского областного суда правильной не представляется возможным, поскольку она основана не неправильном толковании норм материального права и доводов прокурора, изложенных в представлении в порядке надзора. Прокурор не оспаривал права должностных лиц коммерческих организаций выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, но утверждал, что не любые коммерческие организации могут выполнять таковые функции, а только те, которые обладают полномочиями по распоряжению жилищным фондом.

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному тем же постановлением Правительства РФ, к числу должностных лиц, ответственных за регистрацию, отнесены должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищно-строительных и строительных кооперативов; гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

Таким образом, на должностное лицо Кулебакского филиала ООО «Центр-СБК» выполнение функций по обеспечению регистрационного учета граждан могло быть возложено только при наличии у общества полномочий по распоряжению жилищным фондом, находящихся на территории Кулебакского района.

Из имеющихся в материалах дела Устава ООО «Центр-СБК» и Положения о Кулебакском филиале ООО «Центр-СБК» следует, что Кулебакский филиал ООО «Центр-СБК» таковой деятельности не осуществляет.

Указание в Уставе и Положении на возможность осуществления иной деятельности, не запрещенной законом, на что послался президиум Нижегородского областного суда, не свидетельствует о правомерности возложения на Кулебакский филиал функций по обеспечению регистрационного учета граждан.

Нельзя согласиться и с выводами судебной коллегии по гражданским делам и президиума Нижегородского областного суда о том, что распоряжением администрации Кулебакского района от 21 февраля 2006 года № 65-р не нарушаются права неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 23 и части 1 статьи 27 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Для регистрации по месту пребывания или по месту жительства гражданин представляет должностным лицам, ответственным за регистрацию, в числе других документов, указанных в пунктах 9, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, документ, удостоверяющий личность и раскрывающий его персональные данные.

В соответствии с пунктом 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях, относятся к сведениям конфиденциального характера, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 3 и частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных (любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация) принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев обязательного предоставления данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В рассматриваемом случае выполнение функций по обеспечению регистрационного учета граждан, в том числе функций по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, возложено на организацию, которая таковые функции осуществлять не может ввиду отсутствия соответствующих полномочий.

Учитывая изложенное, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым определение судебной коллегии по гражданским делам и постановление президиума Нижегородского областного суда отменить, оставив в силе решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 23 мая 2006 года.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 7 июля 2006 года и постановление президиума Нижегородского областного суда от 29 ноября 200/7 года отменить, оставив в силе решение Кулебакского городского суда Новгородской области от 23 мая 2006 года.

Статьи законов по Делу № 9-ВПР08-20

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх