Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 9-Г10-57

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 15 декабря 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №9-Г10-57

от 15 декабря 2010 года

 

председательствующего Меркулова В.П.,

при секретаре Алешиной П.В. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на решение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 18 октября 2010 года, которым частично удовлетворено заявление Волжского межрегионального природоохранного прокурора: признаны противоречащими федеральному законодательству и

недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 приказа Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года №221 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля» и приложение к приказу - Перечень должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; в признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2 указанного приказа в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области

охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Сорокина М.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1 и 2 приказа Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года № 221 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, иные виды государственного экологического контроля» и приложения к приказу в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

По мнению прокурора, в оспариваемой части приказ принят Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области с превышением полномочий, в нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире» и пункта 8 Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2008 года №843, предусматривающего, что перечень должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль в указанной области, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким органом в соответствии с Уставом Нижегородской области является Правительство Нижегородской области.

Решением Нижегородского областного суда от 18 октября 2010 года требования Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворены частично: противоречащими федеральному законодательству и недействующими признаны пункт 1 приказа и приложение к нему в части утверждения перечня должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; в удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ставится вопрос об отмене решения суда как

постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований Волжского межрегионального природоохранного прокурора.

В части отказа в удовлетворении заявления прокурора решение суда не обжалуется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения.

Приказом Министерства экологии и приемных ресурсов Нижегородской области от 31 марта 2010 года № 221 утвержден перечень должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный экологический контроль, в том числе государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (пункт 1 приказа).

Перечень должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, является приложением к названному приказу.

Пунктом 2 приказа установлено, что должностные лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющие государственный экологический контроль, одновременно являются государственными инспекторами (главный государственный инспектор, заместители главного государственного инспектора, старшие государственные инспектора, государственные инспектора).

Приказ включен в реестр нормативных правовых актов органов исполнительной власти Нижегородской области 9 апреля 2010 года, опубликован в печатном издании «Нижегородская правда» 29 мая 2010 года.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 65, статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определяющего правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, пунктом 8 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 53, перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 названного постановления Правительства РФ государственный экологический контроль состоит в том числе из государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Вместе с тем, пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Применительно к правоотношениям по государственному контролю в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» является специальным законом по отношению к Федеральному закону «Об охране окружающей среды».

Согласно статье 6 Федерального закона «О животном мире» государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации является полномочием Российской Федерации, переданным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О животном мире» порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации своих полномочий Правительством РФ принято постановление от 10 ноября 2008 года №843, которым утверждено Положение о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, устанавливающее в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (пункт 1 Положения).

Пунктом 8 Положения предусмотрено, что перечень должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 Устава Нижегородской области высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области является Правительство.

Принимая во внимание изложенное, следует признать правильным вывод суда о том, что Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляя правовое регулирование по утверждению перечня должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, превысило свои полномочия.

Суд обоснованно не согласился с позицией Министерства, полагавшего, что Правительство Нижегородской области вправе было осуществить полномочие по утверждению перечня через сформированный им орган исполнительной власти (Министерство), правильно указав в решении, что федеральное законодательство (Федеральный закон «О животном мире», Положение о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2008 года № 843) предполагает установление перечня должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не предусматривает возможности передачи последним своих полномочий другим органам.

Полагая, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к его отмене.

Довод кассационной жалобы о том, что суд не применил закон, подлежащий применению (статья 6, пункт 5 статьи 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), и применил закон, не подлежащий применению (статья 16 Федерального закона «О животном мире», пункт 8 Положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2008 года № 843), не может явиться основанием к отмене решения с учетом правильности позиции суда о применении к спорным правоотношениям норм федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, как специального законодательства.

По этим же мотивам нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о неправильном толковании судом закона.

Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Нижегородского областного суда от 18 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 9-Г10-57

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные

Производство по делу

Загрузка
Наверх