Дело № 9-Г11-32

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 июня 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №9-Г11-32

от 22 июня 2011 года

 

председательствующего В.Н. Пирожкова

при секретаре Д.М. Птицыной

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области Егорова [скрыто] об отмене решения Окружной

избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №7 об итогах голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области в одномандатном избирательном округе №7 по кассационной жалобе Егорова В.И. на решение Нижегородского областного суда от 12 апреля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя Егорова В.И. по доверенности Г.Г. Кириченко, поддержавшей доводы кассационной жалобы и представителя Избирательной комиссии Нижегородской области по доверенности Т.В. Горевой, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

13 марта 2011 года в Нижегородской области проведены выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области. Постановлением окружной избирательной комиссии №007 Нижегородского района города Нижнего Новгорода от 14 марта 2011 года №10/23 утверждены итоги голосования по одномандатному

избирательному округу №7 - протокол №1 окружной избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №007, согласно которому депутатом по одномандатному

избирательному округу №7 избран Т

Егоров В.И., будучи кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области, обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании незаконно сформированной территориальной избирательной комиссии Нижегородского района города Нижнего Новгорода и просил суд признать незаконным и отменить постановление избирательной комиссии Нижегородской области от 01.02.2011 года №1461 «О назначении членов территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода с правом решающего голоса на период выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» и постановление избирательной комиссии Нижегородской области от 01.02.2011 года №1462 «О назначении председателя территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода».

Поскольку территориальная избирательная комиссия сформирована в нарушение требований избирательного законодательства, заявитель просил признать незаконным решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7 об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области в одномандатном избирательном округе № 7.

Для восстановления нарушенных прав заявитель просил суд обязать избирательную комиссию Нижегородской области сформировать территориальную избирательную комиссию Нижегородского района города Нижнего Новгорода в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и принять решение о повторном подсчете всех избирательных бюллетеней и голосов избирателей в одномандатном избирательном округе № 7 с составлением повторного протокола № 1 с пометкой «Повторный».

В обоснование своих требований Егоров В.И. сослался на то, что территориальная избирательная комиссия Нижегородского района Нижнего Новгорода, на которую возложены обязанности Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №7 по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области, сформирована избирательной комиссией Нижегородской области с нарушением требований Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Постановления, принятые территориальной избирательной комиссией, сформированной в нарушение требований избирательного законодательства, также являются незаконными. Кроме того, имели место иные нарушения избирательного законодательства при проведении

выборов, выразившиеся в неправильном подсчете и составлении протоколов №1 об итогах голосования на избирательных участках № 1614, №1618, № 1624, № 1642, №1639, № 1637, № 1644, №1645, а так же на участках №1618, № 1619, №1624 в связи с неисправностями в работе КОИБ и не соответствием сведений, содержащихся в протоколах этих участковых комиссий, со сведениями, содержащимися в сводной таблице к итоговому протоколу №1 Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №7.

В судебном заседании Егоров В.И. поддержал заявленные суду требования.

Избирательная комиссия Нижегородской области и территориальная избирательная комиссия Нижегородского района просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Нижегородского областного суда от 12 апреля 2011 года в удовлетворении заявленных Егоровым В.И. требований отказано.

В кассационной жалобе Егоров В.И. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Как усматривается из материалов дела, в связи с проведением 13 марта 2011 года выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 25 ноября 2010 года № 1321 были совмещены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области с полномочиями территориальных избирательных комиссий.

Проверяя правомерность формирования и состава территориальной избирательной комиссии комиссией Нижегородского района Нижнего Новгорода, суд установил, что постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 19 декабря 2006 года №910 сформирована территориальная избирательная комиссия Нижегородского района Нижнего Новгорода в количестве 13 человек и утвержден персональный состав членов комиссии.

В соответствии со ст. 26 Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии составляет пять лет. Если срок полномочий территориальной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее

полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Пунктом 2.1 Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением Центризбиркома РФ от 17.02.2010 № 192/1337-5, установлено, что в целях совершенствования системы избирательных комиссий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется проанализировать систему действующих в соответствующем субъекте Российской Федерации на постоянной основе избирательных комиссий (территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований) с точки зрения целесообразности возложения на них полномочий других избирательных комиссий, учитывая при этом сроки их полномочий, мнение по данному вопросу соответствующих органов местного самоуправления и иные связанные с этим вопросом обстоятельства. При этом в случае отсутствия практической необходимости в значительном количестве избирательных комиссий, обеспечивающих проведение выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации предлагается шире использовать предоставленную законодательством Российской Федерации возможность совмещения полномочий избирательных комиссий различного уровня, прежде всего путем возложения полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на соответствующие территориальные избирательные комиссии, обладающие достаточным кадровым потенциалом и организационно-техническими возможностями, в том числе имеющие комплексы средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Поскольку 11 декабря 2010 года в Нижегородской области стартовала избирательная кампания по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области, то избирательная комиссия Нижегородской области обоснованно возложила обязанности окружной избирательной комиссии одномандатного округа №7 на территориальную избирательную комиссию Нижегородского района города Нижнего Новгорода, что согласуется с положениями Методических рекомендаций.

При рассмотрении дела судом первой инстанции проверялись доводы заявителя в части правомочности состава территориальной избирательной комиссии.

Судом установлено, что в соответствии с постановлением избирательной комиссии Нижегородской области 19 декабря 2006 года №910 четыре члена ТИК являются работниками администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода и находятся в непосредственной служебной зависимости от главы администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода, а глава администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области пятого созыва.

В соответствии с п. 10 ст.29 Федерального закона №67-ФЗ, если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.

В соответствии с п. 11 ст.29 Федерального закона №67-ФЗ, орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 6 и 8 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4 статьи 21, статьями 22 - 27 настоящего Федерального закона.

В связи с этим 28 января 2011 года в газете «Нижегородские новости» избирательная комиссия Нижегородской области опубликовала сообщение о предстоящем назначении на период выборов членов территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса, в числе которых указана и ТИК Нижегородского района Нижнего Новгорода. Прием предложений по кандидатурам для назначения в составы указанных комиссий начинается со дня опубликования сообщения и осуществляется в десятидневный срок со дня опубликования.

Избирательной комиссией Нижегородской области 01 февраля 2011 года было вынесено постановление №1432 «Об освобождении от обязанностей членов территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода с правом решающего голоса на период выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области», которым освобождены от обязанностей члены территориальной избирательной комиссии Нижегородского района

Нижнего Новгорода с правом решающего голоса на период выборов детгутатов__Законодательного Собрания Нижегородской области:

а [скрыто] _, к^^^^н н^^^^Н- б^^^^^Н по

основаниям п. «л» ч.1 ст.29 Федерального закона №67-ФЗ.

Как следует из материалов дела, публикация о направлении документов кандидатур для назначения членами избирательных комиссий состоялась в газете «Нижегородские новости» 28 января 2011 года, следовательно, предложение по кандидатурам и принятие решение избирательной комиссией Нижегородской области о назначении новых членов ТИК Нижегородского района Нижнего Новгорода должны были состояться не позднее 08 февраля 2011 года.

Постановление №1461 «О назначении членов территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода с правом решающего голоса на период выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» было принято 01 февраля 2011 года, то есть в сроки, установленные ст.29 Федерального закона №67-ФЗ.

В соответствии с п.7 ст.28 Федерального закона №67-ФЗ председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями.

Постановление избирательной комиссии Нижегородской области от 01 феврале 2011 года № 1462 «О назначении председателя территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода» вынесено в соответствии с положениями п.7 ст.28 Федерального закона №67-ФЗ.

Таким образом, судебная коллегия, оценив представленные по делу доказательства и исходя из положений Федерального закона №67-ФЗ, приходит к выводу о том, что постановления избирательной комиссии Нижегородской области от 01 февраля 2011 года № 1461 «О назначении членов территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода с правом решающего голоса на период выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» и №1462 «О назначении председателя территориальной избирательной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода» приняты в соответствии с требованиями ст.28 и ст.29 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а поэтому оснований для признания их незаконными не имеется.

В связи с этими же обстоятельствами требования Егорова В.И. о возложении обязанности на избирательную комиссию Нижегородской области по формированию территориальной комиссии Нижегородского района Нижнего Новгорода в соответствии с действующим

законодательством и отмене решения ТИК (ОИК №7) об итогах голосования в одномандатном округе №7 по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области так же не подлежат удовлетворению.

Судом первой инстанции также проверялся довод Егорова В.И. об отмене решения ТИК об итогах голосования в данном округе и принятии решения о повторном подсчете всех избирательных бюллетеней и голосов избирателей в одномандатном избирательном округе №7 с составлением повторного протокола №1 с пометкой «повторный», в связи с другими нарушениями избирательного законодательства, а именно:

неправильного подсчета и составления протоколов №1 об итогах голосования на избирательных участках №1614, №1618, №1624, № 1642, №1639, № 1637, № 1644, №1645, атак же участках №1618, № 1619; № 1624 в связи с неисправностями в работе КОИБ,

не соответствием сведений, содержащихся в протоколах участковых комиссий, со сведениями, содержащимися в сводной таблице к итоговому протоколу №1 Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №7.

В соответствии с положениями п. 1.2. ст. 77 Федерального закона №67-ФЗ суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

Оценив доказательства по делу в совокупности, суд пришел к выводу о том, что нарушений законодательства о выборах при использовании КОИБ, которые могли бы повлиять на достоверность определения волеизъявления избирателей, не имеется.

Кроме того при исследовании протоколов №1 участковых избирательных комиссий №1614, №1618, №1624, №1642, №1639, № 1637, № 1644, № 1645 установлено, что нарушений, а также жалоб и заявлений о нарушениях в ходе голосования от избирателей и других лиц в указанных участковых комиссиях не имелось.

Сведения, содержавшиеся в протоколах №1 участковых избирательных комиссий №1614, №1618, №1624, № 1642, №1639, № 1637, № 1644, №1645 заявителем не оспорены.

Суд с достоверностью установил то обстоятельство, что при формировании территориальной избирательной комиссии нарушений требования законодательства допущено не было, поэтому довод

кассационной жалобы не свидетельствует о неправильности постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Нижегородского областного суда от 12 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Егорова В.И. - без удовлетворения.

Председательству!огтптй Судьи

Статьи законов по Делу № 9-Г11-32

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх