Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: 9060684949
Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 92-АПГ12-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 января 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №92-АПГ12-12

от 23 января 2013 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению первого заместителя прокурора Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 25 октября 2012 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2009 года № 171 «Об утверждении перечня должностных лиц Республиканского государственного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

судей

Ерёменко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре

Аверине А.В.

 

установила:

 

правительством Республики Тыва в целях осуществления мер по сохранению биологического, ландшафтного разнообразия, уникальных природных комплексов и объектов животного и растительного мира 21 апреля 2009 года принято постановление № 171 «Об утверждении Перечня должностных лиц Республиканского государственного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва».

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления правительства Республики Тыва от 21 апреля 2009 года № 171, сославшись на пункт 3 статьи 33 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и пункт 4 статьи 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий должен осуществляться должностными лицами органов государственной власти республики. Постановлением правительства Республики Тыва от 9 декабря 2011 года Республиканское государственное учреждение «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва» реорганизовано в государственное казенное учреждение «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва». В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Устава государственное казенное учреждение «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва» является некоммерческим казенным учреждением. Пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Тыва «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Тыва» установлена система исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, в которую государственные учреждения не включены. По мнению прокурора, оспариваемым постановлением правительства Республики Тыва в противоречие нормам федерального законодательства должностные лица Республиканского государственного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва» отнесены к категории государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий республиканского значения.

Решением Верховного суда Республики Тыва от 25 октября 2012 года в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Тыва отказано.

В апелляционном представлении первого заместителя прокурора Республики Тыва ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в оспариваемом нормативном правовом акте отсутствует указание на то, что должностные лица Республиканского государственного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва» - государственные инспекторы по охране особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляют на данных территориях государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий или региональный государственный экологический надзор.

При этом нормы Устава Дирекции по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва, содержащие положения об осуществлении ею государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, прокурором не оспариваются.

Согласиться с данным выводом суда не представляется возможным.

Согласно статье 33 Федерального закона от 14 марта1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» задачами государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды, касающихся: режима особо охраняемой природной территории; особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; режима охранных зон, округов санитарной или горно-санитарной охраны особо охраняемых природных территорий. На особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм следует, что на особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также региональный государственный экологический надзор должны осуществляться уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и, соответственно, их должностными лицами.

В Республике Тыва 9 декабря 1996 года принят Закон № 645 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва».

Статьей 24 данного Закона предусмотрены права должностных лиц осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения.

Из преамбулы оспариваемого постановления Правительства Республики Тыва усматривается, что Перечень должностных лиц Республиканского государственного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва», относимых к категории государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утвержден в соответствии со статьёй 24 Закона от 9 декабря 1996 года № 645.

Исходя из этого, нельзя согласиться с выводом суда о том, что из оспариваемого нормативного акта не следует, что должностные лица Республиканского государственного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва» - государственные инспекторы по охране особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляют на данных территориях государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий или региональный государственный экологический надзор.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Устава государственного казенного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва» данное учреждение является некоммерческим казенным учреждением.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Республики Тыва от 02.06.2006 года № 1779 ВХ-1 «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Тыва» в систему исполнительных органов государственной власти Республики Тыва входят министерства Республики Тыва, государственные комитеты Республики Тыва, службы Республики Тыва и агентства Республики Тыва. При этом республиканские государственные учреждения не входят в систему исполнительных органов государственной власти Республики Тыва.

Пунктом 1.6 Устава государственного казенного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва» предусмотрено, что оно находится в подчинении министерства природных ресурсов Республики Тыва.

При таких обстоятельствах государственное казенное учреждение «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва» не может реализовывать контрольные и надзорные функции государства.

Таким образом, сравнительный анализ оспариваемого нормативного правового акта с нормами федерального законодательства свидетельствует о наличии между ними противоречий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Тыва от 25 октября 2012 года отменить и вынести по делу новое решение, которым заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2009 года № 171 «Об утверждении перечня должностных лиц Республиканского государственного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Тыва».

Статьи законов по Делу № 92-АПГ12-12

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх