Дело № 92-АПГ13-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 10 апреля 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №92-АПГ13-5

от 10 апреля 2013 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.

при секретаре Тихонове М.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Главы Республики Тыва и Верховного Хурала (парламента) Республика Тыва на решение Верховного суда Республика Тыва от 22 января 2013 года, которым удовлетворено заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва: признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 1 статьи 7 конституционного закона Республики Тыва от 4 ноября 1999 года № 363 «О мировых судьях Республики Тыва» в части слов «согласованному с Главой - Председателем Правительства Республики Тыва».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя Главы Республики Тыва Монгуша Ш.Ч., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

установила:

 

28 сентября 1999 года Верховным Хуралом (парламентом) Республика Тыва принят, 4 ноября 1999 года Президентом Республики Тыва подписан конституционный Республики Тыва № 363 «О мировых судьях в Республики Тыва».

Статьей 7 названного закона определен порядок назначения на должность мирового судьи.

Согласно части 1 статьи 7 закона мировые судьи назначаются на должность Верховным Хуралом (парламентом) Республика Тыва по представлению Председателя Верховного суда Республики Тыва, согласованному с Главой - Председателем Правительства Республики Тыва.

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в Верховный суд Республики Тыва с заявлением о признании недействующей части 1 статьи 7 конституционного закона Республики Тыва от 4 ноября 1999 года № 363 «О мировых судьях в Республике Тыва» в части слов «согласованному с Главой - Председателем Правительства Республики Тыва», полагая, что она противоречит федеральному законодательству, устанавливающему порядок назначения на должность мирового судьи.

Решением Верховного суда Республика Тыва от 22 января 2013 года заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворено.

В апелляционных жалобах Главы Республики Тыва и Верховного Хурала (парламента) Республика Тыва ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая заявление прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое им положение части 1 статьи 7 конституционного закона Республики Тыва от 4 ноября 1999 года № 363 «О мировых судьях в Республике Тыва» противоречит федеральному законодательству, устанавливающему единый порядок наделения судей полномочиями.

В соответствии с пунктом «л» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

В соответствии с частями 2, 4 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Статья 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает единство судебной системы Российской Федерации путем законодательного закрепления единства статуса судей, статья 2 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в

Российской Федерации» предусматривает, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.

Приведенные нормы федерального законодательства свидетельствуют о том, что на мировых судей, обладающих равным с другими судьями статусом, распространяются нормы Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Статьи 5 и 6 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливают гарантии единого статуса судей: порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей установлен статьей 6 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и предусматривает, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъектов Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного субъекты Российской Федерации, обладая правом установления порядка назначения (избрания) мировых судей, не вправе изменять порядок, установленный федеральным законодательством.

Согласно статьям 5 и 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», определяющим порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями, назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Квалификационным коллегиям судей принадлежит исключительное право дачи заключения о рекомендации на должность судьи.

Федеральное законодательство не предусматривает участия в процессе отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями, в том числе путем согласования кандидатуры на должность судьи, главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Установленный частью 1 статьи 7 конституционного закона Республики Тыва от 4 ноября 1999 года № 363 «О мировых судьях в Республике Тыва» порядок назначения на должность мирового судьи, предусматривающий согласование кандидатуры мирового судьи с Главой - Председателем Правительства Республики Тыва, свидетельствует о зависимости назначения мирового судьи от усмотрения Главы - Председателя Правительства Республики Тыва, что противоречит приведенному федеральному законодательству.

Учитывая, что порядок назначения мировых судей в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации, является частью единого процесса наделения судей полномочиями, установленного федеральным законодательством, и не может противоречить последнему, Судебная коллегия находит правильным вывод суда о противоречии оспариваемой нормы части 1 статьи 7 конституционного закона Республики Тыва от 4 ноября 1999 года № 363 «О мировых судьях в Республике Тыва» федеральному законодательству и признании ее недействующей в связи с этим.

Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб Главы Республики Тыва и Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, полагая, что они свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права и не опровергают вывода суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного суда республика Тыва от 22 января 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Главы Республики Тыва и Верховного Хурала (парламента) РЫпуб^ка Тыва - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 92-АПГ13-5

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх