Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 (906) 068-4949
онлайн
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 9
Телефон: 8 923 308 00 82


Дело № 92-АПГ14-15

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 12 сентября 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 92-АПГ14-15

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 12 сентября 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоХаменкова В.Б.,
судейКалининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретареКостереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Анисимова А П на решение Верховного Суда Республики Тыва от 21 августа 2014 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя территориальной избирательной комиссии г. Кызыла Рязанова А.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы Анисимова А.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Е.В., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 11 июня 2014 года № 2622 ВХ-1 выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва назначены на 14 сентября 2014 года.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 11 июня 2014 года №77/389-6 при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва полномочия окружных избирательных комиссий возложены на территориальные избирательные комиссии, в том числе на территориальную избирательную комиссию г. Кызыла - полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по Правобережному одномандатному избирательному округу № 1 (далее - территориальная избирательная комиссия г. Кызыла).

Решением территориальной избирательная комиссии г. Кызыла от 8 августа 2014 года № 27/102-3 Анисимову А.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по Ленинградскому одномандатному избирательному округу № 5 на основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Анисимов А.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения и его отмене, и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию г. Кызыла произвести названную регистрацию, считая, что у территориальной избирательной комиссии г. Кызыла отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации, поскольку все необходимые документы для регистрации им представлены в территориальную избирательную комиссию г. Кызыла в уставленный срок. Кроме того, территориальной избирательной комиссией г. Кызыла он не извещался об отсутствии каких-либо необходимых документов для регистрации.

Территориальная избирательная комиссия г. Кызыла возражала против удовлетворения заявленных требований.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 21 августа 2014 года Анисимову А.П. отказано в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе Анисимов А.П. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующего спорное правоотношение.

В силу Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» федеральный законодатель, предоставляя гражданам Российской Федерации быть выдвинутыми кандидатом в депутаты непосредственно, либо в списке кандидатов в депутаты (пункт 1 статьи 32), одновременно устанавливает требования к выдвижению, в том числе к уведомлению избирательной комиссии о выдвижении кандидата, обязательные для соблюдения всеми участниками данных общественных отношений.

По общему правилу, о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата в депутаты, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (пункты 1, 2 статьи 33). Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется общественными объединениями в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий (пункт 2 статьи 35).

Согласно пункту 14.1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 данного федерального закона представляет в организующую выборы избирательную комиссию документы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «в», «г», «д», «е», «ж».

Решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдаётся уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и заявлениями кандидатов, указанными в пункте 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидаты, включённые в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 данного Федерального закона в окружные избирательные комиссии документы, указанные в пунктах 22 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 этого Федерального закона.

Законом Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-1 «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва») предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным округам, при этом документы, необходимые для регистрации кандидата, должны быть представлены в территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, то есть не позднее 30 июля 2014 года до 18 часов по местному времени (часть статьи 40). 1 Анисимов А.П. выдвинут региональным отделением политической партии «Республиканская партия России - Партия народной свободы» в Республике Тыва кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, при этом документы на регистрацию им были сданы в территориальную избирательную комиссию г. Кызыла 31 июля 2014 года, то есть с нарушением срока представления всех необходимых документов в территориальную избирательную комиссию.

Из доказательств по делу видно, что данная ситуация была обусловлена несоблюдением избирательным объединением требований к порядку уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам, а именно представителем избирательного объединения «Региональное отделение политической партии «Республиканская партия России - Партия народной свободы» в Республике Тыва документы для заверения списков кандидатов в депутаты были представлены в 17 часов 16 минут 30 июля 2014 года, приём документов окончен Избирательной комиссией Республики Тыва в 19 часов 18 минут 30 июля 2014 года.

Изложенное даёт убедительную основу для вывода о том, что на 18 час. 00 мин. 30 июля 2014 года кандидат не обладал пассивным избирательным правом и не был выдвинут, поскольку список кандидатов данным объединением не был заверен своевременно.

Таким образом, все действия, связанные как с уведомлением избирательной комиссии, так и с подачей Анисимовым А.П. документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата, производились после 18 часов 00 минут 30 июля 2013, то есть в период, когда уже истёк срок для сдачи документов, необходимых для регистрации.

Обращает на себя внимание и тот факт, что 31 июля 2014 года Анисимовым А.П. подан в территориальную избирательную комиссию г. Кызыла неполный пакет документов, в нём отсутствовали сведения на несовершеннолетних детей, указанные в подпунктах «а», «б» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Такие сведения не были представлены заявителем на день, предшествующий дню заседания территориальной избирательной комиссии г. Кызыла, когда должен был рассматриваться вопрос о его регистрации, и это несмотря на то, что 5 августа 2014 года в 10 часов 45 минут Анисимов А.П. был извещён территориальной избирательной комиссией об отсутствии сведений о несовершеннолетних детях, что подтверждается актом, составленным членами территориальной избирательной комиссии г. Кызыла, а также детализацией телефонных переговоров на указанную дату и время.

При таких обстоятельствах суд справедливо пришёл к выводу о правомерности решения территориальной избирательной комиссии г. Кызыла об отказе Анисимову А.П. в регистрации кандидатом в депутаты.

Согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.

С учётом изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, у Судебной коллегии нет оснований для отмены правильного по существу решения суда.

Руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 21 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Анисимова А П - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 92-АПГ14-15

ГПК РФ Статья 2. Задачи гражданского судопроизводства
ГПК РФ Статья 67. Оценка доказательств
ГПК РФ Статья 199. Составление решения суда
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх