Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 92-Г08-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 11 июня 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №92-Г08-10

от 11 июня 2008 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч.4 ст.5 Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-П «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республике Тыва» в части

по кассационным жалобам Правительства Республики Тыва, Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, Конституционного Суда Республики Тыва, кассационному представлению прокурора Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 12 марта 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителя Правительства Республики Тыва Агыдбая A.M., представителя Конституционного Суда Республики Тыва Норбы Ю.Я., поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гончаровой Н.Ю.

председательствующего судей

В .Н.Пирожкова

Л.В.Борисовой и В.П.Меркулова

об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании недействующей ч.4 ст.5 Конституционного закона Республики Тыва от 04 января 2003 года № 1300 ВХ-1 «О Конституционном суде Республики Тыва» (в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ ВХ-П «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва»), ссылаясь на то, что положение Конституционного закона Республики Тыва о возможности упразднения конституционного Суда противоречит федеральному законодательству.

Согласно ст.27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», согласно которой Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации, никакой суд не может быть упразднен, если вопросы, отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия одновременно не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Таким образом, поскольку Конституционный суд Республики Тыва создан в соответствии с Конституцией Республики Тыва, его упразднение возможно только путем внесения поправок в Основной Закон Республики Тыва - Конституцию Республики Тыва с одновременным решением вопроса о передаче отнесенных к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию другого суда.

В связи с изложенным, часть 4 статьи 5 Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва», допускающая возможность упразднения Конституционного суда РТ конституционным законом Республики Тыва, а не путем поправок в Конституцию Республики Тыва, а также без указаний на то, что его упразднение возможно только с передачей полномочий в юрисдикцию другого суда противоречит нормам федерального законодательства.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 12 марта 2008 года постановлено: заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащей федеральному законодательству и

недействующей ч.4 ст.5 Конституционного закона Республики Тыва от 04 января 2003 года № 1300 ВХ-1 «О Конституционном суде Республики Тыва» (в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ ВХ-П «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва») удовлетворить.

Признать недействующей с момента вступления решения в законную силу ч..4 ст.5 Конституционного закона Республики Тыва от 04 января 2003 года № 1300 ВХ-1 «О Конституционном суде Республики Тыва» (в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ ВХ-П «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва»).

Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете «Тувинская правда».

В кассационных жалобах Правительства Республики Тыва, Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

В кассационном представлении прокурор просит изменить решение суда в части вывода о том, что оспариваемой нормой упразднение конституционного суда может быть предусмотрено конституционным законом.

В кассационной жалобе Конституционного Суда Республики Тыва ставится вопрос об изменении решения суда в части выводов о правомочности голосования, возможности упразднения Конституционного суда конституционным законом, а также момента, с которого оспариваемый закон подлежит признанию недействующим.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Согласно частью 4 статьи 5 Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» конституционный суд Республики Тыва может быть упразднен конституционным законом Республики Тыва.

Вывод суда о том, что оспариваемая норма республиканского закона фактически воспроизводит соответствующую норму федерального законодательства, а потому не может быть признана противоречащей ей, сделан правильно.

Доводы, изложенные в кассационных жалобах в этой части, являются несостоятельными, поскольку часть 4 статьи 5 Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» не упраздняет конституционный суд, а лишь предполагает такую возможность, что соответсвует части 2 статьи 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», которой предполагается возможность, как создания, так и упразднения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что на заседании законодательной палаты Великого Хурала Республики 25 декабря 2007 года оспариваемый закон был одобрен в первом чтении, поскольку он в соответствии с постановлением № 570 ЗП-П от 25 декабря 2007 года, субъектам права законодательной инициативы для внесения предложений и замечаний не направлялся, комитетом по конституционно-правовой политике и местному самоуправлению Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва во второе чтение не вносился.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, оспариваемый закон противоречит правилам, установленными федеральным законодательством, сделан правильно.

Кассационные жалобы в этой части основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.

Вывод суда о том, что оспариваемый закон субъекта Российской Федерации правильно принимался большинством голосов от установленного числа депутатов, нельзя признать состоятельным.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом,

Вместе с тем, названная норма носит диспозитивный характер, что отражено в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 8 июня 2000 г. N 91-0 по запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части

первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации», согласно которой федеральный законодатель, исходя из основ конституционного строя, закрепил в них лишь такие положения - которые имеют общее, принципиальное значение, затрагивают существенные свойства законодательного процесса в федеративном правовом государстве и потому должны реализовываться в организации и деятельности как федеральной власти, так и власти субъектов Российской Федерации, при этом регулирование конкретных вопросов организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется их законодательством.

Из содержания этой нормы следует, что она определяет требование к принятию не конституционного закона субъекта Российской Федерации, а закона субъекта Российской Федерации: для принятия закона субъекта Российской Федерации достаточно большинства голосов от установленного числа депутатов.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Конституции Республики Тыва -Республика Тыва до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к совместному ведению, вправе осуществлять по ним собственное правовое регулирование путем принятия законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Конституции Республики Тыва, Конституционные законы Республики Тыва принимаются Законодательной палатой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов, а законы Республики Тыва большинством голосов от установленного числа депутатов.

Таким образом, принятие конституционного закона Республики Тыва менее чем 2/3 от установленного числа депутатов Законодательной палаты противоречит части 1 статьи 105 Конституции Республики Тыва, что также является нарушением процедуры принятия конституционного закона Республики Тыва.

Решение в части признания закона недействующим с момента его вступления в законную силу подлежит отмене.

Судом установлено нарушение порядка принятия конституционного закона Республики Тыва, что противоречит федеральному законодательству и Конституции Республики Тыва.

Таким образом, оспариваемый акт принят позднее законов, имеющих большую юридическую силу, а потому подлежит признанию недействующим со дня принятия оспариваемого акта.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Тыва от 12 марта 2008 года в части указания о признании недействующей ч.4 ст.5 Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республике Тыва» в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-П «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» с момента вступления решения суда в законную силу отменить.

Принять в этой части новое решение, которым признать недействующей ч.4 ст.5 Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 571 ВХ-П «О внесении изменений в Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» с момента принятия названного закона.

Исключить из мотивировочной части решения указание о том, что Конституционные законы Республики Тыва в соответствии частью 2 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» принимаются большинством голосов установленного числа депутатов.

Это же решение в остальной части оставить без изменения, а кассационные жалобы Правительства Республики Тыва, Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, кассационное представление прокурора Республики Тыва- берпудовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 92-Г08-10

Статья 5. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх