Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 92-Г09-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 11 февраля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №92-Г09-1

от 11 февраля 2009 года

 

председательствующего В.П.Меркулова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании недействующим Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 № 1300 ВХ-1 «О Конституционном суде Республики Тыва» в части

по кассационному представлению прокурора Республики Тыва и

кассационной жалобе Правительства Республики Тыва

на решение Верховного Суда Республики Тыва от 20 ноября 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Засеевой Э.С. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 2 статьи 7 в части слов «в части, не противоречащей

федеральному законодательству», абзаца 1 статьи 29 в части слов «и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Республики Тыва и настоящим Конституционным законом», статьи 11 Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 № 1300 ВХ-1 «О Конституционном суде Республики Тыва».

При этом прокурор ссылается на то, что частью 2 статьи 7 Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 № 1300 ВХ-1 «О Конституционном суде Республики Тыва» нарушен принцип единства судебной системы Российской Федерации и данная норма допускает возможность принятия решения Конституционным судом Республики Тыва, противоречащего нормам федерального законодательства.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приносят присягу на собраниях судей этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.

В нарушение установленного Законом Российской Федерации текста присяги и порядка ее принесения статьей 11 Конституционного закона закреплено, что председатель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного суда Республики Тыва. Судья Конституционного суда Республики Тыва приносит присягу следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда Республики Тыва, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Тыва и федеральным законам».

Статьей 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» установлена обязанность судей неукоснительного соблюдения Конституции Российской Федерации и закона.

Частью 2 статьи 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» также предусмотрено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

Однако частью 1 статьи 29 Конституционного закона Республики Тыва установлено, что судьи Конституционного суда Республики Тыва независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Республики Тыва и настоящим Конституционным законом.

Данной нормой нарушен принцип организации судебной системы Российской Федерации - принцип единства статуса судей и их независимости.

Кроме того, данная норма противоречит части 1 статьи 15, пункту «о» статьи 71, частям 1 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, устанавливающим, что судоустройство/относится к предметам ведения

Российской Федерации, регулирование которых осуществляется федеральными конституционными и федеральными законами.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 20 ноября 2008 года постановлено: заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия:

абзац 2 статьи 7 в части слов «в части, не противоречащей федеральному законодательству»;

абзац 1 статьи 29 в части слов «и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Республики Тыва и настоящим Конституционным законом»

Конституционного закона Республики Тыва от 04.0Ь2003 № 1300 ВХ-1 «О Конституционном суде Республики Тыва».

В удовлетворении остальной части требований отказать.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного толкования судом норм материального права.

Правительство Республики Тыва подало кассационную жалобу, в которой просит решение отменить. Полагает, что при принятии Конституционного закона Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва были допущены грубые нарушения требований Регламента Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, тем самым нарушен порядок принятия нормативного правового акта.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

Вывод суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 27 декабря 2005 г. N 491-0, согласно которой в отсутствие специального федерального закона, регламентирующего правовое положение (статус) судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, на них распространяются те предписания Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», в том числе устанавливающие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, процедуру отбора кандидатов на эту должность, порядок наделения судей полномочиями, основания и порядок прекращения полномочии судьи, которые адресованы непосредственно им, а также другие предписания, если они, по смыслу соответствующих норм, согласуются с особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов как органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих конституционный (уставный) контроль, а также их статусом и полномочиями, определенными конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Законодатель субъекта Российской Федерации вправе избрать ту или иную организационную модель конституционной юстиции ориентируясь, в том числе, и на нормы Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.

Положения статьи 11 Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» установлены в соответствии с особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов и по смыслу соответствуют нормам, содержащимся в статье 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ, согласно которым судьи Конституционного Суда Российской Федерации в своей деятельности подчиняются только Конституции Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодателем не установлена обязанность при осуществлении конституционного правосудия для судей подчинятся в своей деятельности иным нормативным правовым актам, что обусловлено компетенцией Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку иное означало бы невозможность осуществления конституционного контроля над указанными нормативными правовыми актами.

При таких обстоятельствах в ст. 11 Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» установлен порядок приведения к присяге и содержание текста присяги, исходя из того, что Конституционный суд Республики Тыва осуществляет проверку конституционных законов и законов Республики Тыва и других нормативных правовых актов на соответствие Конституции Республики Тыва и может признавать их не конституционными. Именно по этому основанию, согласно тексту присяги, закрепленному статьей 11 Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» судьи Конституционного суда Республики Тыва, подчиняются только Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Тыва и федеральным законам.

В остальной части решение суда первой инстанции в кассационном представлении не оспаривается.

Доводы Правительства Республики Тыва о том, что рассматриваемый законопроект «О Конституционном суде Республики Тыва» не был принят во втором чтении, а сразу принят в третьем чтении, суд обоснованно признал необоснованными.

Согласно Постановлению Верховного Хурала Республики Тыва от 30.01.2002 года № 1301, Конституционный закон Республики Тыва «О

Конституционном суде Республики Тыва» принимался Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва в целом 30 января 2002 года.

В момент принятия указанного закона, т.е. 30 января 2002 года, регламент Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва еще не был принят.

30 января 2002 года Верховный Хурал при рассмотрении проекта закона «О Конституционном суде Республики Тыва» в третьем чтении возвращался ко второму чтению, затем принял его в целом, совместив процедуру рассмотрения законопроекта во втором и третьем чтениях. В данном случае вынесения отдельного постановления о принятии законопроекта во втором чтении не требуется, что подтверждается положениями главы IX Регламента Верховного Хурала Республики Тыва, принятого законом Республики Тыва от 10.09.1998 № 26 (в редакции от 12.02.1999 г.), предусматривающими возможность принятия закона по такому порядку.

Изложенное указывает на то, что проект конституционного закона «О Конституционном суде Республики Тыва» был рассмотрен не менее чем в двух чтениях, что соответствует части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы в части нарушения процедуры повторного рассмотрения Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» после его отклонения Президентом Республики Тыва.

В соответствии с постановлением от 18.11.2002 года № 94 ЗП-1 Конституционный закон «О Конституционном суде Республики Тыва» был принят Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва повторно 18 ноября 2002 года. Как усматривается из постановления и выписки из стенограммы заседания видно, что 18 ноября 2002 года на сессии Законодательной палаты рассматривались поправки Председателя Правительства, внесенные 1 апреля 2002 года и 10 ноября 2002 года.

Поправки от 10 ноября 2002 года обсуждались и на комитетах, и на сессии Законодательной палаты.

Поправки от 1 апреля 2002 года также были рассмотрены и на сессии Законодательной палаты, и на заседаниях комитетов Законодательной палаты, что подтверждается содержанием преамбулы постановления «О повторном принятии Конституционного закона Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва» № 94 ЗП-1 от 18.11.02 г., где речь идет о рассмотрении Законодательной палатой именно поправок от 1.04.2002 года № 3/195-ШО, внесенных Президентом Республики Тыва, стенограммой сессии от 18.11.02 г. о том, что закон поступил на повторное рассмотрение с поправками Председателя Правительства РТ, направленными от 1.04.02 г. и от 10.11.02 г., и что комитет рассмотрел закон с учетом всех указанных замечаний.

При таких обстоятельствах доводы о том, что поправки внесенные Президентом Республики Тыва от 1.04.2002 года № 3/195-ШО, не рассматривались и не обсуждались депутатами Законодательной палаты, являются несостоятельными.

Кроме того, поправки в статью 9 законопроекта «О Конституционном суде Республики Тыва», касающиеся требований предъявляемых к кандидату на должность судьи Конституционного суда Республики Тыва были внесены Президентом Республики Тыва 1 апреля 2002 года.

Данная поправка была отклонена депутатами 18 ноября 2002 г. Председатель Правительства Республики Тыва подписал Конституционный закон Республики Тыва «О Конституционном суде Республики Тыва», имея информацию о результатах рассмотрения его поправок.

Вывод суда о том, что представленные материалы свидетельствуют о тщательной проработке проекта конституционного закона «О Конституционном суде Республики Тыва» всеми субъектами законодательного процесса является правильным.

На каждой стадии своего рассмотрения он получал конституционное большинство депутатов Верховного Хурала (Парламента), а при его принятии не было существенных нарушений Федерального законодательства, Конституции Республики Тыва, а также положений Регламента Верховного Хурала Республики Тыва и Регламента Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопросы в кассационных представлении и жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Тыва от 20 ноября 2008 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Республики Тыва и кассационную жалобу Правительства Республики Тыва- без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 92-Г09-1

Статья 7. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
Статья 11. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх