Дело № 92-Г10-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 31 марта 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

Дело №92-Г10-2

31 марта 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего В.П. Меркулова

судей Хаменкова В.Б. и Анишиной В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании недействующими п.\п. 5 п. 9, п.\п. 4 п. 10 Порядка формирования и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2008 года № 775 «Об организации на территории Республики Тыва работы по проведению регистрации муниципальных нормативных правовых актов» по кассационной жалобе Правительства Республики Тыва на решение Верховного суда Республики Тыва от 16 декабря 2009 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение прокурора Генеральной прокуроры Российской Федерации Власовой Т.А. об отмене решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

УСТАНОВИЛА:

Правительством Республики Тыва принято постановление от 24 декабря 2008 года № 775 «Об организации на территории Республики Тыва работы по проведению регистрации муниципальных нормативных актов», которым утвержден Порядок формирования и ведения муниципальных нормативных актов Республики Тыва.

Постановление официально опубликовано в газете «Тувинская правда» 30 января 2009 года.

Прокурор Республики Тыва обратился в Верховный суд Республики Тыва с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.\п. 5 п. 9, п.\п. 4 п. 10 названного Порядка, ссылаясь на то, что в нарушение ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» вводятся ограничения для включения муниципальных правовых актов в регистр в части их обязательного опубликования, тогда как действующим федеральным законодательством они не предусмотрены.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.

Правительство Республики Тыва просило суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Решением Верховного суда Республики Тыва от 16 декабря 2009 года заявленные прокурором требования удовлетворены.

П.\п. 5 п. 9 и п.\п. 4 п. 10 Порядка формирования и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2008 года № 775 «Об организации на территории Республики Тыва работы по проведению регистрации муниципальных нормативных правовых актов» признаны недействующими с момента вступления решения в законную силу.

В кассационной жалобе Правительство Республики Тыва просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Оспариваемыми в настоящем деле нормами предусмотрено, что для включения в регистр устава муниципального образования (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав) предусмотрено предоставление в уполномоченный орган сведений об источнике и дате официального опубликования (обнародования) устава (муниципального нормативного правового акта о внесении изменений в устав) и официальное издание, в котором опубликован устав (муниципальный нормативный правовой акт о внесении изменений в устав) (подпункт 5 пункта 9 Порядка).

Подпунктом 4 пункта 10 Порядка для включения в регистр нормативного правового акта, принятого на местном референдуме, предусмотрено представление сведений об источнике и дате официального опубликования (обнародования) итогов голосования на местном референдуме и нормативного правового акта, принятого на местном референдуме, официальном издании, в котором опубликован нормативный правовой акт, принятый на местном референдуме.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции сослался на то, что требование о необходимости предоставления сведений об официальном опубликовании нормативного правового акта препятствует включению в регистр актов, которые не были официально опубликовано, тогда как федеральным законодательством предусмотрено включение в регистр муниципальных нормативных актов как официального опубликованных, так и не прошедших официальное опубликование.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда основанным на ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Законом Республики Тыва от 7 июля 2008 года «О регистре муниципальных нормативных правовых актов в Республике Тыва» определен порядок и организация ведения регистров муниципальных правовых актов республики, при этом в составе информации, подлежащей включению в регистр, должно быть указано источник и дата официального опубликования муниципального правового акта.

Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных образований в силу постановления Правительства РФ от 10.09.2008 года №657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» определено Министерство юстиции Российской Федерации.

Методикой ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.12.2008 года № 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», предусмотрена возможность включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ неопубликованных муниципальных актов.

Вместе с тем, согласно п. 13 названной Методики в регистре муниципальных нормативных правовых актов указывается наименование, источник публикации муниципального акта, дата издания, номер выпуска и статьи, а при наличии нескольких источников опубликования указываются все имеющиеся источники официального опубликования.

Требование об обязательном официальном опубликовании решений, принятых гражданами на местом референдуме, а так устава муниципального образования, внесения в него изменений и дополнений, содержится в ст. 22 и ст. 44 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Таким образом, предоставление сведений об опубликовании муниципального нормативного акта предусмотрено федеральным законодательством.

Оспариваемыми нормами Порядка предусмотрено представление сведений о публикации устава муниципального образования и нормативного правового акта, принятого на местном референдуме.

Вывод суда о том, что непредставление сведений об опубликовании муниципального нормативного правового акта, является ограничением для включения в регистр соответствующего муниципального акта, нельзя признать правильным, так как с учетом п.п. 19, 25 Порядка основания отказа в регистрации муниципального акта в случае непредставления таких сведений не предусмотрены.

Более того, п.25 прямо предусмотрено, что в регистр муниципальных нормативных правовых актов подлежат включению действующие нормативные правовые акты вне зависимости от срока их действия.

Кроме того, вывод суда о том, что Правительство Республики Тыва, принимая оспариваемое постановление, вышло за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку порядок ведения регистра определяется законом субъекта, не свидетельствует о противоречии оспариваемого Порядка федеральному законодательствую, так как законом Республики Тыва от 7 июля 2008 года № 683 ВХ-2 также предусмотрено требование о включении в Регистр сведений об опубликовании акта, а оспариваемое постановление принято во исполнение данного закона.

Таким образом, Судебная коллегия вывод суда о том, что указанная норма принята ненадлежащим органом власти субъекта РФ, является несостоятельным.

Оспариваемые в настоящем деле положения не противоречат требованиям федерального законодательства, оснований для признания их недействующими не имеется.

Поскольку обстоятельства, имеющие значения для разрешения дела судом установлены, Судебная коллегия в силу ст. 361 ГПК РФ находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верховного суда Республики Тыва от 16 декабря 2009 года - отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Республики Тыва требований о признании недействующими п.п. 5 п. 9 п.п. 4 п. 10 Порядка формирования и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2008 года № 775 «Об организации на территории Республики Тыва работы по проведению регистрации муниципальных нормативных правовых актов» отказать.

Статьи законов по Делу № 92-Г10-2

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх