Статья 124. Административное исковое заявление, КАС РФ

Заявление о признании недействующим нормативного акта в части в соответствии с нормами КАС РФ

Ваш комментарий *
Ёфикация:

Ответы юристов

Автор вопроса не совсем понятен ваш вопроса.

1. Судам подведомственны административные дела об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона, перечисленных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, по основаниям их противоречия иному, кроме Конституции РФ, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (например, административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, законов субъектов Российской Федерации по основаниям их противоречия федеральным законам). 2. При этом следует иметь в виду, что судам неподведомственны административные дела: - об оспаривании по основаниям противоречия федеральным законам нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ в случаях, когда проверка соответствия указанных нормативных правовых актов федеральному закону невозможна без установления их соответствия Конституции РФ; - об оспаривании конституций и уставов субъектов Российской Федерации, поскольку проверка соответствия учредительного акта субъекта Российской Федерации федеральному закону сопряжена с установлением его соответствия нормам Конституции РФ. 3. Исходя из положений ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды не вправе рассматривать и разрешать административные дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по административным исковым заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов, в случаях, когда АПК РФ их рассмотрение прямо отнесено к ведению Суда по интеллектуальным правам. 4. По общему правилу граждане и организации в силу ст. 4 КАС РФ вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. В соответствии с ч. 2 ст. 40 КАС РФ граждане, органы или организации могут обратиться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами (например, п. 2 ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей")

Связаться с юристом
Лакоткина Юлия Анатольевна, город Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
Телефон:8 923 308 00 82
E-mail:Advokat741@mail.ru
Сказать Спасибо +50

Стоимость услуг: Консультация от 200 рублей в письменном виде
Составление документов от 1 т.р. до 2,5 т.р. в зависимости от сложности
отблагодарить можете :
1.Карта сбербанка на Лакоткину Юлию Анатольевну 4276 3100 2935 4778
2.Яндекс деньги 410012227710877
3.МТС 8 983 200 34 95
4.Мегафон 8 923 308 00 82

5. Административные дела об оспаривании актов органа власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель подведомственны судам общей юрисдикции <426>. -------------------------------- <426> См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 года) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 8. 6. Лица, перечисленные в ч. ч. 1 - 4 к.с., вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением об оспаривании нормативных правовых актов. При решении вопроса о том, подведомственно ли суду рассмотрение такого заявления, необходимо учитывать вид оспариваемого нормативного правового акта и вид нормативного правового акта, о проверке соответствия которому ставится вопрос в административном исковом заявлении. 7. В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Исходя из положений п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и ст. 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор, в частности, имеет право на обращение с административным исковым заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства РФ), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами <427>. -------------------------------- <427> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 1. 8. К.с. не обязывает прокурора при обращении в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим указывать данные, конкретизирующие, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом <428>. Однако это от него требует делать п. 5 ч. 2 ст. 209 КАС РФ. -------------------------------- <428> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 года "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 3. 9. Не допускается разрешение судом общей юрисдикции административных дел об оспаривании конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Соответственно не допускается обращение прокурора в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону <429>. -------------------------------- <429> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного совета Республики Татарстан и Верховного суда Республики Татарстан" // Собрание законодательства. 2003. N 30. Ст. 3101. 10. Должностные лица, органы государственной власти и местного самоуправления, перечисленные в ч. 3 к.с., вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом или его частью нарушена их компетенция. Нарушением компетенции, в частности, следует считать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом или его частью тех отношений, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат регулированию нормативными правовыми актами, издаваемыми лицами, подавшими административное исковое заявление в суд. В административном исковом заявлении должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение оспариваемым нормативным правовым актом или его частью компетенции соответствующего должностного лица или органа <430>. -------------------------------- <430> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 1. 11. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <431> Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Состоит оно из членов Правительства РФ - Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ст. 6 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). -------------------------------- <431> См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712. 12. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части от имени Правительства РФ в суд вправе обратиться только Председатель Правительства РФ или иное должностное лицо, исполняющее обязанности Председателя Правительства РФ. 13. Среди должностных лиц и органов, перечисленных в ч. 3 к.с., не названа ни одна из палат Федерального Собрания РФ, а также само Федеральное Собрание РФ. Соответственно, предоставленные данной нормой полномочия у них отсутствуют. 14. В силу ст. 133 Конституции РФ одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с административными исковыми заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части не только по основаниям нарушения их компетенции, но и по основаниям нарушения оспариваемым нормативным правовым актом или его частью других прав местного самоуправления.

Связаться с юристом
Лакоткина Юлия Анатольевна, город Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
Телефон:8 923 308 00 82
E-mail:Advokat741@mail.ru
Сказать Спасибо +50

Стоимость услуг: Консультация от 200 рублей в письменном виде
Составление документов от 1 т.р. до 2,5 т.р. в зависимости от сложности
отблагодарить можете :
1.Карта сбербанка на Лакоткину Юлию Анатольевну 4276 3100 2935 4778
2.Яндекс деньги 410012227710877
3.МТС 8 983 200 34 95
4.Мегафон 8 923 308 00 82



Типовые договорыТиповые договоры



Разделы консультаций


Лучшие юристыЛучшие юристы

Телефон: +7 952 292-75-45
Телефон: р.т. 8 (3852) 49-02-62, сот. т. 8-963-508-2429

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх