Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Нововведения Федерального закона № 44-ФЗ (О госзакупках) в 2014 году

16.03.2014
Раздел: Гражданское право
не в сети
Статус: Юрист
число консультаций: 3
отмеченных лучшими: 0
ответов к документам: 0
размещено документов: 1
положительных отзывов: 3
отрицательных отзывов: 0

В январе 2014 года вступил в законную силу один из самых ожидаемых нормативно-правовых актов – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этим законом вводится новая схема проведения всех закупок для государственных и муниципальных нужд – контрактная система, регулирующая всю процедуру госзакупки полностью, от планирования и создания заявки до заключения договора на выполнение работ или оказание услуг и принятия результата.

С января же 2014 отменен Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Новшества контрактной системы

Само понятие контрактной системы дано законодателем в статье 3 Федерального закона № 44-ФЗ – система определена как совокупность участников (сторон) закупки, обслуживающих организаций, привлекаемых для проведения закупки и используемых информационных технологий. Составляющей системы являются и действия ее участников.

Основное назначение контрактной системы, по версии законодателя – обеспечение прозрачности процедуры проведения закупки и введение такого понятия, как общественный контроль. Безусловно, что цели таких нововведений носят антикоррупционный характер.

Для унификации всех действий, связанных с организацией и проведением закупки создана Единая информационная система – единый интернет-сайт, содержащий сведения обо всех проводимых закупках для государственных и муниципальных нужд.

Информационная система предоставляет доступ ко всей необходимой информации – от планов закупок и их графиков до реестра недобросовестных поставщиков и отчетов заказчиков. Полный перечень сведений, составляющих Единую информационную систему, содержится в статье 4 Закона № 44-ФЗ.

Единая информационная система позволяет обеспечить некую прозрачность в проведении госзакупок, отражая полную информацию о ее проведении. Следует отметить, что ранее, согласно положениям закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», неограниченный доступ к такой информации был невозможен ввиду гарантированной законом коммерческой тайны.

Кроме того, планируется, что посредствам системы, не ранее чем в 2016 году будет происходить даже подписание контракта на выполнение работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд с помощью цифровой подписи.

Следует отметить, что законом № 44-ФЗ существенно расширен перечень субъектов, осуществляющих закупки в соответствии со сформированной контрактной системой. Так, кроме государственных и муниципальных заказчиков, которые были субъектами закупок в ранее действующем законе № 94-ФЗ, контрактную систему будут применять казенные и автономные учреждения, унитарные предприятия, бюджетные учреждения и иные юридические лица в рамках бюджетных ассигнований.

Планирование закупок

Если ранее действующий закон № 94-ФЗ никак не регламентировал планирование закупок для государственных и муниципальных нужд, то новый законодательный акт процедуру планирования закрепляет вполне подробно. Планирование регламентировано целой главой 2 Закона № 44-ФЗ.

Итак, планирование госзакупок теперь будет осуществляться в два этапа – на плановый период, который составляет 3 года (план закупок) и на один финансовый год (план-график). Планы составляются в соответствии с проектами бюджета того или иного субъекта закупки. План закупок и план-график не позднее чем через 3 дня после их утверждения подлежат обязательному размещению в Единой информационной системе.

Общественное обсуждение закупок

Общественное обсуждение закупок – еще одно нововведение закона № 44-ФЗ, закрепленное в статье 20. Такое обсуждение закупок будет обязательным в случаях, установленных Правительством РФ.

Согласно проекту приказа Минэкономразвития РФ, общественное обсуждение будет производиться на специализированном форуме ЕИС в сети Интернет. К обсуждению могут быть допущены любые юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели. Комментарии участников обсуждения подвергнуться предварительной модерации.

Предметом общественного обсуждения, как предполагается, будут такие критерии, как соответствие закупки требованиям законодательства, решениям и поручениям Президента, выполнению функций заказчика и другие.

Непосредственно система обязательного общественного обсуждения закупок будет введена в 2016 году, на сегодняшний день перечень закупок, для которых данная процедура обязательна, отсутствует.

Обоснование закупок

Положения закона № 44-ФЗ, касающиеся обоснования закупок вступят в силу с начала 2015 года.

Процедура обоснования регламентируется статьёй 18 закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой обоснование закупок обязательно к проведению при их планировании, то есть при составлении как плана закупок, так и плана-графика.

Подробному обоснованию подлежат:

  • соответствие объекта закупки ее целям (для плана закупок)
  • цена контракта и способ определения поставщика (для плана-графика).

Предполагается, что введение обоснования закупок позволит исключить факты покупок органами публичной власти дорогостоящих товаров и предметов роскоши. Достоверность обоснования будет проверятся путем аудита и контроля в данной сфере.

Способы определения поставщиков

Законом № 44-ФЗ введена новая классификация способов определения поставщиков, отличная от установленной ранее действующим законом.

Итак, способы определения поставщиков, согласно статье 24 Закона № 44-ФЗ, классифицируются на конкурентные, когда поставщиков много, и неконкурентные, представляющие собой закупки у единственного поставщика.

К конкурентным способам относятся всякого рода аукционы и конкурсы, а также такие способы как запрос котировок и запрос предложений.

Следует отметить, что вводится несколько новых способов определения поставщиков:

  • конкурс с ограниченным участием – конкурс, при котором к его участникам предъявляются дополнительные квалификационные требования. Проведение такого конкурса регламентируется статьей 56 закона № 44-ФЗ;
  • двухэтапный конкурс – конкурс проводится в два этапа, и победитель выбирается уже из участников, прошедших предквалификационный отбор. Порядок проведения двухэтапоного конкурса регламентировано статьей 57 закона № 44-ФЗ;
  • запрос предложений – способ, при котором поставщик выбирается из числа лиц, направивших предложения своих услуг. Процедура проведения запроса предложений закреплена в статье 83 закона № 44-ФЗ.

Ужесточена процедура проведения закупок у единственного поставщика: сейчас при таких обстоятельствах требуется обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных конкурентных или неконкурентных способах определения поставщика.

Кроме всего прочего, статьей 94 закона № 44-ФЗ ограничена сумма закупок у единственного поставщика и основания таких закупок.

Требования к участникам закупки

Требования к участникам закупки новым законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд также подверглись некоторым изменениям.

Новый закон не делит требования на основные и дополнительные, как было в ранее действующем законе № 94-ФЗ. Кроме того, статьей 31 закона № 44-ФЗ установлены новые требования к участникам, такие как:

  • правомочность участника закупки заключать контракт, подтвержденная соответствующими документами, например, приказом о назначении директора организации на должность;
  • отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением снятой и погашенной судимости), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков как самой организации-участника закупки, так и ее учредителей, руководящих лиц, коллегиального исполнительного органа.

Дополнительные требования к участникам закупки, в том числе требования по наличию квалифицированного персонала, наличия финансовых и материальных ресурсов, опыта работы в области предмета закупки могут устанавливаться только Правительством РФ.

Консультация юриста

Меня зовут Мурашова Любовь. Я юрист. Имею большой опыт работы в сфере госзакупок. Консультацию и помощь по составлению документов в рамках Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Вы можете получить на платной основе. Для связи адрес электронной почты myras-work@bk.ru.

Оценить

Оставить комментарий к документу

Ваша оценка:

Здесь вы можете оставить комментарий к документу «Нововведения Федерального закона № 44-ФЗ (О госзакупках) в 2014 году», а также задать вопросы, связанные с ним.

Если вы хотите оставить комментарий с оценкой, то вам необходимо оценить документ вверху страницы

Комментарии к документу «Нововведения Федерального закона № 44-ФЗ (О госзакупках) в 2014 году»

Комментариев пока нет
Загрузка
Наверх