Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Как потребителю защитить свои права

01.03.2014
Раздел:
не в сети
Статус: Юрист
число консультаций: 3
отмеченных лучшими: 0
ответов к документам: 0
размещено документов: 1
положительных отзывов: 3
отрицательных отзывов: 0

Федеральный закон «О защите прав потребителей» дает покупателю широкий спектр возможностей защитить себя от недобросовестных продавцов и производителей, а также возможного брака. Однако далеко не все используют на практике положения данного нормативного акта, так как познания в области защиты прав у потребителей ограничиваются одной возможностью: замены некачественного или вышедшего из строя товара в течение гарантийного срока.

Обмен товара надлежащего качества

Если случилось такое, что приобретенная вещь после итоговой примерки не подошла по размеру или цвету, или просто перестала нравиться покупателю, пока он добирался домой, статьей 25 Федерального закона «О защите прав потребителей» предусмотрено право обмена такого товара, даже при условии его надлежащего качества. Срок для проведения обмена – 14 дней, не считая дня, когда покупка была совершена.

Обмен товара или возврат уплаченных за него денег по вышеуказанным основаниям возможен, если вещь не была в употреблении, сохранены ее основные потребительские свойства, а также пломбы и этикетки производителя. Нужно помнить, что законодательством установлено, что отсутствие кассового чека и упаковки не являются для продавца основаниями для отказа в обмене покупки или возврате уплаченных за нее денег.

Еще одним существенным условием для реализации такого права является то, что купленная вещь не должна попадать в перечень товаров, обмен и возврат которых невозможен. Такой перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации". В данный перечень включены такие группы товаров, как продукты питания, косметика и парфюмерия, строительные и отделочные материалы, бытовая химия, ювелирные украшения из драгоценных металлов и другие.

Некачественные продукты питания

В случае, если после покупки было установлено, что срок годности продукта истек либо он не пригоден в пищу по каким-либо причинам, покупатель вправе требовать замену товара либо возврат уплаченных за него денег. Данное право гарантировано статьей 18 Федерального закона «О защите прав потребителей».

При этом продавец обязан вернуть деньги или заменить продукт на доброкачественный, даже в том случае, если упаковка вскрыта, и часть продукта отсутствует.

В случае если у покупателя отсутствует кассовый чек, подтверждающий покупку именно этого продукта питания именно в этом магазине, бремя доказывания данного факта возлагается на потребителя. Следует отметить, что в этом случае администрация магазина не обязана предоставлять клиенту записи с камер видеонаблюдения. Оптимальным способом доказать факт покупки в этом случае являются показания свидетелей.

Обмен и возврат товара ненадлежащего качества

Итак, если приобретен некачественный или ненадлежащего качества товар, покупатель вправе требовать один из пяти вариантов восстановления нарушенных прав:

  • замена товара на точно такой же
  • замена товара на аналогичный, с перерасчетом его стоимости;
  • перерасчет стоимости некачественного товара, то есть уменьшение его цены соразмерно выявленному недостатку;
  • устранение недостатков за счет продавца;
  • возврат уплаченных за вещь денежных средств.

Особое значение в таких ситуациях является наличие установленного для товара гарантийного срока – в случае, если он установлен, экспертиза качества товара проводится за счет продавца, а в противном случае – за счет покупателя.

Гарантийным сроком ограничивается и срок предъявления продавцу претензий по качеству купленной вещи. Для товаров без гарантийного срока, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О защите прав потребителей», все претензии продавцу предъявляются в течение 2 лет с даты покупки.

 В случае, если продавец по каким-либо причинам уклоняется от своих обязанностей по возврату или замене товара ненадлежащего качества, следует вручить ему претензию (Образец претензии по продаже некачественного товара). Претензия составляется в двух экземплярах, один отдается продавцу или представителю компании-продавца, а на втором экземпляре принимающей стороной ставиться отметка о получении документа.

Письменная претензия, согласно статье 21 закона «О защите прав потребителей» подлежит рассмотрению продавцом в течение 7, а в случае если необходима экспертиза – 20 дней. В любом случае заявитель должен получить ответ об удовлетворении либо в отказе в удовлетворении своих требований.

В случае, если претензия останется без ответа, потребитель вправе обратится в суд с исковым заявлением (Образец искового заявления о возврате денег или замене товара, и возмещения морального вреда). При таком положении дел покупатель вправе требовать не только обмена товара или возмещения его стоимости, но и неустойку за каждый день просрочки исполнения обязательств продавца, а также компенсацию морального вреда.

Технически сложные товары

К таким товарам относятся транспортные средства, электроника, бытовая техника, радиоаппаратура, фото- и киноаппаратура, часы и другие технически сложные товары.

Особенности продажи таких товаров сводятся к тому, что их обмен и возврат возможен только в тех случае, если вещь имеет существенные недостатки, препятствующие ее использованию, либо покупателю не предоставлена полная информация о товаре, в том числе инструкция по эксплуатации, составленная на русском языке.

Если же качество технически сложного товара надлежащее, он может быть возвращен продавцу в течение 14 дней по основаниям статьи 25 Федерального закона «О защите прав потребителей».

В случае, если покупателем обнаружены недостатки технически сложного товара в 15 дней, следует обратиться к продавцу с соответствующей претензией (Образец претензии с требованием расторгнуть договор купли-продажи и возвратить стоимость телефона).

Аналогичный порядок защиты своих прав – направление продавцу  претензии – применим и в случае истечения 15-дневного срока. В данном случае претензия может быть направлена, если продавцом нарушены сроки ремонта, товар имеет существенные недостатки, использовать вещь более чем в течение 30 дней каждого года гарантийного срока невозможно (Образец претензии на возврат автомобиля).

Нужно отметить, что срок ремонта технически сложного товара составляет 45 дней. При этом на время данной процедуры покупателю должна быть предоставлена равноценная замена переданного на ремонт технически сложного товара.

Еще одним существенным моментом является то, что расходы по доставке для ремонта, замены, оценки, уценки крупногабаритных вещей и товаров тяжелее 5 килограмм возлагаются на продавца. Возмещения транспортных расходов с покупателя в таких случаях продавец требовать не вправе.

В случае отказа в рассмотрении претензии покупатель, чьи права нарушены также вправе обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд (Образец искового заявление о возмещении ущерба и уплате неустойки за товар ненадлежащего качества).

Оценить

Оставить комментарий к документу

Ваша оценка:

Здесь вы можете оставить комментарий к документу «Как потребителю защитить свои права», а также задать вопросы, связанные с ним.

Если вы хотите оставить комментарий с оценкой, то вам необходимо оценить документ вверху страницы

Комментарии к документу «Как потребителю защитить свои права»

Комментариев пока нет
Загрузка
Наверх