Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 10-АПГ14-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 августа 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 10-АПГ14-1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 13 августа 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоХаменкова В.Б.,
судейГорчаковой ЕВ. и Борисовой Л.В.
при секретареАкулове Д.Г.

рассмотрела в отрытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе правительства Кировской области на решение Кировского областного суда от 5 мая 2014 года, которым удовлетворено заявление первого заместителя прокурора Кировской области о признании недействующими отдельных положений территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением правительства Кировской области от 24 декабря 2013 г. № 241/910.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Кировской области от 24 декабря 2013г. № 214/910 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - территориальная программа).

Первый заместитель прокурора Кировской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 6.1.2, 6.1.3, 6.1.5, 6.1.9, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.5, 6.2.9 раздела 6 и абзаца 1 раздела 7 территориальной программы, ссылаясь на то, что установленные в них нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2014 год, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2015 и 2016 годы, а также подушевые нормативы финансирования ниже нормативов, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932.

Решением Кировского областного суда от 5 мая 2014 года заявление первого заместителя прокурора Кировской области удовлетворено.

В апелляционной жалобе правительство Кировской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 названного Федерального закона относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу части 1 статьи 81 указанного Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждается Правительством Российской Федерации, утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования (часть 2 статьи 81 этого же Федерального закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - федеральная программа), включающая в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (статья 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» территориальная программа обязательного медицинского страхования также формируется в соответствии с требованиями и показателями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Содержание приведённых норм федерального законодательства в системном единстве с положениями части 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ и статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, согласно которым субъекты Российской Федерации вправе предусмотреть при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнительные виды, условия и объёмы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усреднённых показателей, утверждённых стандартами медицинской помощи, а также дополнительных объёмов з страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, подтверждает вывод суда первой инстанции о том, что программа должна соответствовать федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, что предусмотренные федеральной программой нормативы, рассчитанные как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.

Разрешая дело, суд установил, что средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с федеральной программой, для целей формирования территориальных программ на 2014 год составляют: на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты) - 360 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 318,4 рубля; на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1044 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 932,8 рубля; на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 559,4 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1227,9 рубля; на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1654,3 рубля.

Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с федеральной Программой на 2015 и 2016 годы составляют: на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 448,9 рубля на 2015 год, 468,2 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 351 рубль на 2015 год, 355,5 рубля на 2016 год; на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1256,9 рубля на 2015 год, 1310,9 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1023,2 рубля на 2015 год, 1066,5 рубля на 2016 год; на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 734,5 рубля на 2015 год, 766,8 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1309,1 рубля на 2015 год и 1323,4 рубля на 2016 год; на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 2137 рублей на 2015 год, 2228,9 рубля на 2016 год.

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные федеральной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: в 2014 году - 10294,4 рубля, в 2015 году - 12096,7 рубля, в 2016 году - 12642,1 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году - 6962,5 рубля, в 2015 году - 8481,5 рубля, в 2016 году - 8863,2 рубля.

Согласно абзацу 1 раздела 1 территориальной программы она устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определение порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Разделом 6 территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с территориальной программой, на 2014 год составляют: на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 316,77 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 330,64 рубля (по случаям, установленным базовой программой ОМС, - 330,36 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, - 340,28 рубля); на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 881,68 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 968,26 рубля (по случаям, установленным базовой программой ОМС, - 967,82 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, - 987,04 рубля); на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 618,03 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения)) - 1094,20 рубля (по случаям, установленным базовой программой ОМС, - 1096,09 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, - 529,14 рубля); на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 1641,72 рубля.

Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с территориальной программой, на 2015 и 2016 годы составляют: на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 332,56 рубля на 2015 год, 349,18 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 382,9 рубля на 2015 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, - 383,99 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, - 344,40 рубля), 387,71 рубля на 2016 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, - 388,92 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, - 344,40 рубля); на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 925,73 рубля на 2015 год, 972,03 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1116,69 рубля на 2015 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, - 1119,38 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, - 999,15 рубля), 1163,05 рубля на 2016 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, - 1166,75 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, - 999,15 рубля); б на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 645,44 рубля на 2015 год, 650,13 рубля на 2016 год, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения)) - 1388,78 рубля на 2015 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, - 1391,37 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, - 537,41 рубля), 1403,82 рубля на 2016 год (по случаям, установленным базовой программой ОМС, - 1406,36 рубля, по случаям, определенным в дополнение к установленным базовой программой ОМС, - 537,41 рубля); на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 2114,07 рубля в 2015 году, 2214,62 рубля в 2016 году.

Подушевые нормативы финансирования, предусмотренные территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют в 2014 году - 9568,21 рубля, в 2015 году - 11117,46 рубля, в 2016 году - 11689,95 рубля, в том числе: за счет средств областного бюджета в 2014 году - 1599,28 рубля, в 2015 году - 1680,94 рубля, в 2016 году -1711,17 рубля.

За счет средств обязательного медицинского страхования: на финансирование базовой программы ОМС за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования и прочих доходов бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году - 7614,64 рубля, в 2015 году-9313,88 рубля, в 2016 году-9856,13 рубля; на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в части базовой программы ОМС за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета в 2014 году - 96,94 рубля, в 2015 году - 0 рублей, в 2016 году - 0 рублей; на финансирование дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС, за счет средств межбюджетных трансфертов из областного бюджета в 2014 году - 257,35 рубля, в 2015 году - 122,64 рубля, в 2016 году - 122,65 рубля.

Суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые положения территориальной программы с нормами федеральной программы, сделал правильный вывод об установлении правительством Кировской области перечисленных нормативов в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о противоречии оспариваемых положений территориальной программы федеральному законодательству.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемые пункты 6.1.2, 6.1.3, 6.1.5, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.5 раздела 6 территориальной программы содержат положения, в которых определено финансирование нормативов за счет средств обязательного медицинского страхования, в размере, превышающем соответствующие нормативы, установленные федеральной программой, не могут повлиять на правильность выводов суда об их противоречии федеральному законодательству, поскольку разные источники финансирования установлены в отношении одного вида норматива, совокупный размер которого меньше совокупного размера соответствующего норматива, предусмотренного федеральной программой.

Прочие доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что установленные федеральной программой нормативы носят рекомендательный характер, а показатели территориальных программ могут изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения применительно к особенностям субъекта Российской Федерации.

Данные доводы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на ином, неверном толковании норм материального права, а потому основанием для отмены решения суда не являются.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба правительства Кировской области не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Кировского областного суда от 5 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Кировской области - без удовлетворения.

Председательствующий *

Статьи законов по Делу № 10-АПГ14-1

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные

Производство по делу

Загрузка
Наверх