Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 11-АПГ14-17

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 10 сентября 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Горчакова Елена Викторовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 11-АПГ14-17

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 10 сентября 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоХаменкова В.Б.,
судейГорчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретареАкулове Д.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Веселова И Г об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва от 7 августа 2014 г. № 13/3 «О регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Декабристскому одномандатному избирательному округу № 6 Байрамова Р.Р., выдвинутого в порядке самовыдвижения» по апелляционной жалобе Веселова И.Г. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 28 августа 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., представителя Байрамова Р.Р. по доверенности Арасланова С.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

на 14 сентября 2014 г. назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва.

Полномочия окружной избирательной комиссии Декабристского одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 28 апреля 2014 г. № 24/250 возложены на территориальную избирательную комиссию Московского района г. Казани.

Решением окружной избирательной комиссии Декабристского одномандатного избирательного округа № 6 (далее - ОИК) от 7 августа 2014 г. № 13/3 кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Декабристскому одномандатному избирательному округу № 6 зарегистрирован Байрамов Р.Р., выдвинутый в порядке самовыдвижения.

Веселов И.Г., будучи зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, обратился в суд с заявлением об отмене указанного постановления ОИК, ссылаясь на нарушение требований пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», являющееся основанием для отмены регистрации списка кандидатов.

По мнению заявителя, к таким нарушениям относятся указание кандидатом Байрамовым Р.Р. в заявлении о согласии баллотироваться недостоверных сведений о роде его занятий, представление им недостоверных сведений о размере и об источниках его доходов, о принадлежащем ему на праве собственности имуществе, а также несоблюдение избирательной комиссией процедуры проверки подписей избирателей.

Верховным Судом Республики Татарстан постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит в апелляционной жалобе Веселов И.Г. Относительно апелляционной жалобы Байрамовым Р.Р. и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и о законности судебного постановления.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Веселов И.Г., Байрамов Р.Р. и представитель ОИК не явились.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 данного кодекса неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело отсутствие в неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Судом установлено, что 11 июля 2014 г. Байрамов Р.Р. уведомил ОИК о самовыдвижении и представил заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Декабристскому избирательному одномандатному округу № 6, в котором указал, что является безработным. Эти сведения им подтверждены копией трудовой книжки.

Представленные Байрамовым Р.Р. сведения об отсутствии у него источников доходов, принадлежащего на праве собственности имущества и доли участия в уставном капитале коммерческой организации не соответствуют действительности и опровергаются информацией, предоставленной Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 21 июля 2014 г.

Вместе с тем данные обстоятельства не влекут отмену оспариваемого постановления ОИК, поскольку не предусмотрены законодательством в качестве основания для отказа в регистрации кандидата и, как правильно указал суд, в соответствии с пунктом 8 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Пунктом 4.1 Избирательного кодекса Республики Татарстан определено, что на выборах депутатов Государственного Совета количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может быть менее 60 подписей.

В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Избирательным кодексом Республики Татарстан установлено, что в случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проверки избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников её аппарата и привлечённых специалистов. К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, заключения которых могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Если для регистрации кандидата требуется представить более 200 подписей избирателей, проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата. Подписные листы отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки (части 2, 7, 10, 11 статьи 46).

Из материалов дела следует, что Байрамовым Р.Р. в ОИК представлена 1 971 подпись избирателей на 1 290 подписных листах, собранных в одну папку.

Решением ОИК от 20 июня 2014 г. № 9/9 утверждён состав рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

29 июля 2014 г. рабочей группой принято решение № 1/1, которым определено, что для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки. Установлен размер случайной выборки - не менее 20 процентов от числа представленных подписей.

Решением рабочей группы от 31 июля 2014 г. № 3/1 посредством случайной выборки отобраны подписные листы с 408 подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Байрамова Р.Р. Доводы Веселова И.Г. о том, что рабочей группой решение о выборке подписных листов принято неправомочным составом, не свидетельствуют о нарушении ОИК процедуры проверки подписных листов, а потому правового значения не имеют.

Из материалов дела усматривается, что экспертам органов внутренних дел на проверку представлены 394 подписи избирателей из 408 отобранных.

В соответствии с заключением экспертов от 7 августа 2014 г. все подписи признаны достоверными.

Проверка экспертами 394 подписей избирателей из 408 отобранных рабочей группой не означает, что оставшиеся 14 подписей избирателей ОИК не проверялись.

Установив, что при проверке подписей ОИК не выявлено 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, то есть Байрамовым Р.Р. представлено необходимое количество достоверных подписей избирателей, собранных в его поддержку, суд правомерно сделал вывод о том, что у ОИК имелись основания для регистрации Байрамова Р.Р. кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Декабристскому одномандатному избирательному округу № 6.

Отсутствие итогового протокола при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, судом правомерно не признано основанием для отмены правильного по существу решения ОИК о регистрации кандидата.

Утверждение заявителя о том, что в подписных листах имелись подписи избирателей, собранные в поддержку другого кандидата, а также собранные вне периода сбора подписей, основано на предположениях, а потому обоснованно отклонено судом.

Пунктом 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что повторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть осуществлена судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 данного федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Между тем необходимым условием для повторной проверки подписных листов является указание в заявлении, поданном в суд, конкретных фактов нарушения норм избирательного законодательства, являющихся основанием отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.

Учитывая, что Веселовым И.Г., выдвинутым кандидатом в депутаты Татарстанским региональным отделением партии «КПРФ», не указаны конкретные подписи избирателей, собранные в поддержку Байрамова Р.Р., которые, по мнению заявителя, неправомерно признаны ОИК действительными, у суда не имелось правовых оснований для проверки всех подписных листов, представленных Байрамовым Р.Р. Мотивы, по которым суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, подробно изложены в решении, и оснований не согласиться с ними Судебная коллегия не находит.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 28 августа 2014 г.

оставить без изменения, апелляционную жалобу Веселова И Г - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 11-АПГ14-17

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх