Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 13-Г11-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 апреля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Пирожков Валентин Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №13-Г11-7

от 13 апреля 2011 года

 

председательствующего - В.Н. Пирожкова судей - Л.А. Калининой и O.A. Ксенофонтовой при секретаре - Д.М. Птицыной

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя Немцова Э.А.-Сюзюмова А.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Тамбовской областной Думы от 26 января 2007 года принят и 31 января 2007 года подписан главой администрации Тамбовской области Закон Тамбовской области № 146-3 "О выборах

депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области" (далее - Закон).

Данный Закон официально опубликован в издании "Тамбовская жизнь", № 38-41 (23899-23902), 9 февраля 2007 года.

В соответствии с частью 3 статьи 43 указанного Закона для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, соответствующая избирательная комиссия может привлекать к проверке экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные непосредственно в ведомости проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Подпись эксперта (специалиста), проставленная непосредственно в ведомости проверки подписных листов, приравнивается к письменному заключению эксперта (специалиста) о признании подписей избирателей достоверными либо недостоверными и (или) недействительными. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, а также ГАС "Выборы".

Немцов Э.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующей части 3 статьи 43 Закона Тамбовской области от 31 января 2007 года № 146-3, ссылаясь на то, что оспариваемая норма в части устанавливающей, что подпись эксперта (специалиста), проставленная непосредственно в ведомости проверки подписных листов, приравнивается к письменному заключению эксперта (специалиста) о признании подписей избирателей достоверными либо недостоверными и (или) недействительными, противоречит требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Кроме того, оспариваемая норма применялась в период избирательной кампании избирательной комиссией, что нарушило его право на участие в выборах депутатов.

Решением Тамбовского областного суда от 4 марта 2011 года Немцову Э.А. отказано в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе Немцов Э.А. просит решение отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить данному Федеральному закону. Если закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат данному Федеральному закону, применяются нормы данного Федерального закона (пункт 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.

По смыслу указанных положений федерального закона процедура проверки подписных листов, представленных кандидатами в депутаты, должна быть предусмотрена специальным законом, регулирующим порядок проведения выборов соответствующего уровня. Таким законом, регулирующим порядок проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области, является Закон Тамбовской области от 31 января 2007 года № 146-3.

С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые Немцовым Э.А. положения Закона приняты в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий и требованиям действующего федерального законодательства не противоречат, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает указанные выводы суда правильными и основанными на требованиях действующего законодательства. Кассационная жалоба обстоятельств, опровергающих выводы суда, не содержит.

Являются несостоятельными ссылки в кассационной жалобе на Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной

судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права. Как следует из преамбулы указанного Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ, он определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве и не распространяет свое действие на правоотношения, связанные с защитой избирательных прав.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

Статьи законов по Делу № 13-Г11-7

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх