Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 15-Г11-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 июля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №15-Г11-3

от 6 июля 2011 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

прокурор Республики Мордовия обратился в суд с заявлением о признании недействующими гл. 3 разд. 3, абз. 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13 разд. 6 Республиканской территориальной программы государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённой постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. № 499, ссылаясь на то, что в оспариваемой части региональный акт устанавливает заниженные нормативы по сравнению с установленными постановлением

Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 782 «О Программе гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год», что нарушает право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Мордовия, на получение медицинской помощи в объёме, определённом в Федеральной программе. Снижение субъектом Российской Федерации гарантированного объема бесплатной медицинской помощи недопустимо. Республиканская программа может определять лишь дополнительные условия, виды и объёмы оказания медицинской помощи, но не снижать их. Определение в Республиканской программе перечня врачебных специальностей, по которым оказывается медицинская помощь за счёт средств обязательного медицинского страхования, также противоречит Федеральной программе, не предусматривающей возможности каких-либо ограничений оказания медицинской помощи гражданам в зависимости от вида врачебной специальности.

Верховным Судом Республики Мордовия постановлено приведённое выше решение, об отмене которого в части признания недействующими абз. 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13 разд. 6 оспариваемого документа и принятии в этой части нового акта об отказе в удовлетворения заявления просит в кассационной жалобе Правительство Республики Мордовия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного постановления.

Установлено, что 24 декабря 2010 г. Правительством Республики Мордовия принято постановление № 499 «О Республиканской территориальной программе государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи на 2011 год», опубликованное в печатном издании «Известия Мордовии» 5 января 2011 г., № 1-1.

Пунктом 1 документа утверждена Республиканская территориальная программа государственных гарантий оказания населению Республики Мордовия бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее -Программа).

В разд. 1 отражено, что Программа разработана в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год», Законом Республики Мордовия от 20 февраля 2006 г. № 10-3 «О здравоохранении в Республики Мордовия».

Глава 3 разд. 3 Программы содержит перечень врачебных специальностей, по которым оказывается медицинская помощь за счёт средств обязательного медицинского страхования.

Разделом 6 Программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитанные исходя из расходов на её оказание с учётом индекса потребительских цен, предусмотренного основными параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия на в 2011 г., и в среднем составляют:

на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 857,5 руб. (абз. 2);

на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) -127,4 руб., в том числе 106,3 руб. - за счёт средств обязательного медицинского страхования (абз. 3);

на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 291,7 руб., в том числе 302,9 руб. - за счёт средств обязательного медицинского страхования (абз. 4);

на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях -1014,6 руб., в том числе 1055,7 руб. - за счёт средств обязательного медицинского страхования (абз. 5).

Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчёте на 1 человека в год (без учёта расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 5391,8 руб., из них (абз. 11):

3486,4 руб. - за счёт средств обязательного медицинского страхования (абз. 12);

1905,4 руб. - за счёт средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, неотложной медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путём, туберкулёзе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретённого иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной Программы обязательного медицинского страхования (абз. 13).

Признавая недействующими абз. 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13 разд. 6 оспариваемого регионального акта, суд исходил из вывода о том, что в указанной части он противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Данный вывод суда основан на законе, подтверждается материалами дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (далее - Основы законодательства об охране здоровья граждан) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан отнесены разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования (п. 16 ст. 5), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, также включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (п. 4 ст. 6).

В соответствии со ст. 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объёма медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи. Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о её реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания

гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объёмы оказания медицинской помощи.

В ст. 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон об обязательном медицинском страховании), содержащей используемые в названном Федеральном законе понятия, отражено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (п. 8). Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования (п. 9).

В соответствии со ст. 35 Федерального закона об обязательном медицинском страховании базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются в том числе нормативы объёмов предоставления медицинской помощи в расчёте на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объёма предоставления медицинской помощи. Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского (чч. 1, 2 и 9).

В силу ст. 36 Федерального закона об обязательном медицинском страховании территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой медицинского страхования (ч. 1)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год.

Сопоставив абз. 2, 3, 4, 5, И, 12, 13 разд. 6 оспариваемого регионального акта с соответствующими положениями вышеназванной Федеральной программы, суд пришёл к правильному выводу о том, что в указанной части постановление Правительства Республики Мордовия противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку устанавливает заниженные нормативы, что нарушает право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Мордовия, на получение медицинской помощи в объёме, определённом в Федеральной программе.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

Доводы Правительства Республики Мордовия, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведённом в решении, отвергнуты, как несостоятельные. Оснований не согласиться с правовой оценкой суда Судебная коллегия не имеет.

Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда. Республики Мордовия от 16 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Мордовия - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 15-Г11-3

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх