Типовые договорыТиповые договоры





Дело № 16-АПГ13-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 апреля 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №16-АПГ13-4

от 3 апреля 2013 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б., судей Борисовой Л.В. и Ерёменко Т.И. при секретаре Тихонове М.Д.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

прокурор Дубовского района Волгоградской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Совета депутатов Лозновского сельского поселения от 29 декабря 2012 г. № 4/20 «О довыборах депутатов в Совет депутатов Лозновского сельского поселения», указывая, что оно принято с нарушением требований избирательного законодательства.

Волгоградским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Совет депутатов

Лозновского сельского поселения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда правильным.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам состоявшихся 18 ноября 2012 г. досрочных выборов сформирован представительный орган Лозновского сельского поселения Дубовского района Волгоградской области - Совет депутатов Лозновского сельского поселения (далее - Совет депутатов, представительный орган).

В ноябре 2012 года в Совет депутатов Лозновского сельского поселения поступили заявления от депутатов Грешнова А.П., Загороднева М.Н., Пономарёвой Н.В. о досрочном сложении депутатских полномочий.

29 ноября 2012 г. и 19 декабря 2012 г. соответственно Советом депутатов Лозновского сельского поселения приняты решения о досрочном сложении полномочий указанными выше депутатами по многомандатному округу № 1 Лозновского сельского поселения.

На день рассмотрения дела судом представительный орган Лозновского сельского поселения находился, а также в настоящее время находится в правомочном составе: 8 человек от установленной Уставом поселения численности - 11 человек. Избирательный округ № 1 состоит из 8 депутатов, замещено 5 мандатов, и избирательный округ № 2 состоит из 3 депутатов, замещено 3 мандата.

Решением Совета депутатов Лозновского сельского поселения от 29 декабря 2012 г. № 4/20 на 7 апреля 2013 г. назначено проведение дополнительных выборов депутатов взамен выбывших депутатов. Указанный документ официально опубликован в муниципальной газете «Сельская новь» 12 января 2013 г., № 1.

Частью 2 ст. 23 Федерального закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определено, что муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

В ст. 11 Устава Лозновского сельского поселения отражено, что выборы депутатов назначаются Советом депутатов Лозновского сельского поселения в сроки, предусмотренные данным Уставом. В случаях, установленных федеральным законодательством, выборы назначаются избирательной комиссией сельского поселения или судом. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до голосования.

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции, действующей с 1 ноября 2012 г. (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ),

выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо (п. 1 ст. 10).

Днём голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято че ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в этом пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г № 67-ФЗ).

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (п. 8 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ)

Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, соответствующий суд обшей юрисдикции может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы (п 9 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учётом сроков, предусмотренных п. 7 ст. 10 этого Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекрашения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном состав?, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного

законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть (п. 8 ст. 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 71 названного Федерального закона, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов (п. 9 ст. 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года (п. 10 ст. 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с п. 10 данной статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные п. 4 ст. 10 указанного Федерального закона (п. 12 ст. 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены в ст. 10 и 74 Закона Волгоградской области от 6 декабря 2006 г. № 13 73-ОД «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области».

Проанализировав приведённые положения действующего законодательства, суд обоснованно пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение принято с нарушением требований избирательного законодательства, а именно с нарушением единого дня голосования, приходящегося на второе сентября текущего года, и ранее чем за 90 дней до дня голосования, официальная публикация о проведении дополнительных выборов размещена с нарушением 5-дневного срока.

В связи с изложенным являются несостоятельными ссылки в апелляционной жалобе на правомерность оспариваемого акта.

Нельзя согласиться и с утверждением о том, что указанным решением права и свободы граждан не нарушены и, как следствие, отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных требований. Поскольку решение о проведении 7 апреля 2013 г. дополнительных выборов является незаконным, незаконно для граждан устанавливается обязанность в этот день участвовать в голосовании по выборам депутатов представительного органа муниципального образования.

При проверке судебного постановления в апелляционном порядке Судебной коллегией отмечено, что областным судом рассмотрено дело, подсудное районному суду.

Перечень гражданских дел, подсудных областному суду в качестве суда первой инстанции, приведён в ст. 26 ГПК РФ. В указанном перечне нет дел по заявлениям об оспаривании актов органов местного самоуправления.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. (ред. от 9 февраля 2012 г.) «О практике

рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обращено внимание судов на то, что исходя из положений ст. 24 ГПК РФ дела об оспаривании решений органов местного самоуправления, нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, рассматриваются и разрешаются районными судами.

В силу ч. 3 ст. 330 ГПК РФ нарушение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело к принятию неправильного решения.

Нарушение судом норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, не является основанием для применения судом апелляционной инстанции п. 1 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, являющегося безусловным основанием для отмены судебного акта. Такое указание приведено в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».

Судебной коллегией установлено, что данное дело рассмотрено областным судом с участием прокурора, представителей Совета депутатов Лозновского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Дубовского района Волгоградской области и никто из них не заявлял ходатайства о неподсудности дела данному суду. В апелляционной жалобе также не имеется ссылки на нарушение правил подсудности.

Учитывая, что решение суда является правильным по существу, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ и приведёнными разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Волгоградского областного суда от 4 марта 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 16-АПГ13-4

ГПК РФ Статья 24. Гражданские дела, подсудные районному суду
ГПК РФ Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх