Типовые договорыТиповые договоры





Дело № 16-АПГ13-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 24 июля 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Горчакова Елена Викторовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №16-АПГ13-7

от 24 июля 2013 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Строилове A.M.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волгоградской области о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Главы Администрации Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 1598 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Волгоградской области» по апелляционному представлению прокурора Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 19 апреля 2013 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Губернатора Волгоградской области по доверенности Сучкова В.А., возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., не поддержавшей апелляционное представление прокурора и полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 1598 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Волгоградской области», опубликованным в

официальном печатном издании «Волгоградская правда» 3 декабря 2008 г., № 225-226, утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в Волгоградской области (далее - Положение).

Прокурор Волгоградской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 1.3, 1.4, предложение первое раздела 3, пункт 3.9, абзац пятый пункта 3.15, пункты 4.3, 4.4, 4.5, 4.7, 4.10, абзац второй пункта 4.11, абзацы первый, третий пункта 4.12, абзацы второй-четвёртый пункта 4.13, абзац второй пункта 4.14, абзац второй пункта 4.15, абзац первый пункта 4.16, абзац второй пункта 4.17, абзацы четвёртый и пятый пункта 4.19 Положения в той мере, в которой они регулируют деятельность органов местного самоуправления, организаций Волгоградской области независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В обоснование заявленных требований прокурор Волгоградской области ссылался на то, что оспариваемый правовой акт принят субъектом Российской Федерации с превышением полномочий, поскольку Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» издание нормативных актов в этой сфере общественных отношений отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, возлагает на органы местного самоуправления и организации Волгоградской области независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязанности по проведению мероприятий в области гражданской обороны, то есть вмешался в правовое регулирование, относящееся к исключительной компетенции федеральных органов власти и органов местного самоуправления.

Решением Волгоградского областного суда от 19 апреля 2013 г. заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.

Относительно апелляционного представления Губернатором Волгоградской области поданы возражения о несостоятельности его доводов и законности судебного постановления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу о непротиворечии оспариваемых норм регионального правового акта требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ) определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов

государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны (преамбула).

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации проведения мероприятий по гражданской обороне, разработке и реализации планов гражданской обороны и защиты населения закреплены в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.

Частью 3 статьи 11 названного Федерального закона определено, что руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, пунктом 4 которого установлено, что порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в субъекте Российской Федерации определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с соответствующим региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Как следует из вводной части постановления Главы Администрации Волгоградской области, утвердившего Положение об организации и ведении гражданской обороны, оно принято во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации.

Подпунктом 45 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

По вопросам, указанным в пункте 2 данной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право

принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 статьи 26.3 приведённого выше Федерального закона).

Проанализировав приведённые законоположения, суд пришёл к правильному выводу о том, что вопросы организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защиты населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств отнесены к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований считать доводы апелляционного представления о том, что оспариваемое постановление принято Главой Администрации Волгоградской области с превышением полномочий, обоснованными не имеется.

Судом первой инстанции установлено, что постановление от 21 ноября 2008 г. № 1598 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Волгоградской области» принято Главой Администрации Волгоградской области и согласовано с Южным региональным центром Министерства по чрезвычайным ситуациям России.

Сопоставив оспариваемые нормы в системном единстве с положениями федерального законодательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному заключению о том, что воспроизведение в региональном нормативном акте требований нормативных правовых актов федерального уровня не может быть расценено как превышение компетенции и вмешательство в деятельность органов муниципальной власти и организаций Волгоградской области.

Суд правомерно указал на то, что оспариваемые нормы не вводят дополнительного регулирования в отношении органов местного самоуправления и организаций Волгоградской области, не возлагают на данных лиц обязанности, отличные от предусмотренных федеральным законодательством.

Данный вывод подтверждается пунктом 2 постановления, утвердившего Положение, содержащим предписание привести

организационно-планирующие документы по вопросам гражданской обороны в соответствие с названным региональным нормативным правовым актом только руководителям органов исполнительной власти Волгоградской области и государственных учреждений области.

Из изложенного следует, что доводы прокурора о неправомерном распространении действия Положения об организации и ведении гражданской

обороны в Волгоградской области на организации, предприятия и учреждения являются несостоятельными.

Судебная коллегия по административным делам не находит оснований не согласиться и с суждением суда первой инстанции о том, что в региональных нормах содержанию термина «организации» не дано иного значения, отличного от приданного ему федеральным законодательством, что Положение, отдельные нормы которого оспариваются, издано в целях организации взаимодействия органов власти Волгоградской области с органами местного самоуправления и организациями Волгоградской области.

Апелляционное представление не содержит доводов, опровергающих выводы суда, оснований для его удовлетворения и отмены судебного постановления не имеется.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Волгоградского областного суда от 19 апреля 2013 г. оставить без изменения, апелляционное Дредставление прокурора Волгоградской области без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 16-АПГ13-7

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх