Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 18-Г08-8

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 апреля 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №18-Г08-8

23 апреля 2008 года

г. Москва

председательствующего В.Н. Пирожков

судей Т.И. Ерёменко и Л.А. Калининой

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Дружбина В.И. о признании незаконным бездействия избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи и городского собрания Сочи, связанное с отказом от назначения в установленные законом сроки выборов главы муниципального образования город-курорт Сочи и возложении на городское собрание города Сочи обязанности назначить очередные выборы главы муниципального образования город-курорт Сочи по кассационной жалобе Дружбина В.И. на решение Краснодарского краевого суда от 05 февраля 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения В.И. Дружбина, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя по доверенностям городского собрания г. Сочи и главы г. Сочи РА. Рябцева, возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

Дружбин В.И. обратился в Краснодарский краевой суд с заявлением о признании незаконным бездействия избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи и Городского Собрания Сочи, в связи с отказом от назначения в установленные законом сроки выборов главы муниципального образования город-курорт Сочи на 2 марта 2008 года и возложении на Городское Собрание города Сочи обязанность назначить очередные выборы главы муниципального образования город-курорт Сочи на 2 марта 2008 года.

Заявленные требования обосновал тем, что 20 декабря 2007 года он обратился в муниципальную избирательную комиссию города Сочи с заявлением о назначении даты выборов главы города Сочи. Между тем, избирательной комиссией и Городским Собранием г. Сочи решение о назначении даты выборов Главы города Сочи в установленные законом сроки не принято, что повлекло нарушение прав заявителя избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

В судебном заседании Дружбин В.И. заявленные требования поддержал и уточнил в части возложения обязанности на Городское Собрание Сочи назначить очередные выборы главы города Сочи.

Решением Краснодарского краевого суда от 05 февраля 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Дружбин В.И. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными Конституционными законами, федеральным) законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 года с изменениями дополнениями днями голосования на выборах в органы государственно власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 8 ст. 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 года предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с пунктом 3,4,5 или 7 настоящей статьи в иные, чем второе воскресенье марта дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах.

Пунктом 3 статьи 81.1 названного Федерального закона установлено, что если срок, на который были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, или депутаты указанных органов, истекает в период с 1 апреля по 31 октября после 15 августа 2005 года, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, следующие выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голе сования на указанных выборах.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 закона Краснодарского края № 966-КЗ от 26.12. 2005 года с изменениями и дополнениями «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» днем голосования на муниципальных выборах является второе воскресенье марта (в том числе в случаях, указанных в части 2 статьи 104 настоящего закона), а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», - второе воскресенье октября, в котором истекают полномочия органов местного самоуправления. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах).

Как усматривается из материалов дела, решением избирательной комиссии муниципального образования город Сочи от 5 февраля 2004 года «О назначении даты выборов главы муниципального образования город Сочи - главы города Сочи» на 25 апреля 2004 года были назначены выборы главы муниципального образования город Сочи - главы города Сочи.

Решением Городского Собрания Сочи № 26 от 10 марта 2004 года «О внесении изменений в Устав города Сочи» в пункт 2 статьи 41 Устава города Сочи были внесены изменения, в соответствии с которыми был увеличен срок полномочий, на который избирается Глава города Сочи, с 4 лет до 5 лет.

Решением избирательной комиссии муниципального образования город Сочи № 20.2 «Об определении результатов выборов главы муниципального образования город Сочи - Главы города Сочи» от 26 апреля 2004 года № 20.2, которое было опубликовано в газете «Черноморская здравница» 27 апреля 2007 года, выборы главы муниципального образования город Сочи - Главы города Сочи, были признаны состоявшимися и действительными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что выборы, на которых был избран глава города Сочи, назначены были до 15 августа 2005 года, срок, на который был избран Глава города Сочи, истекает в период с 1 апреля по 31 октября после 15 августа 2005 года.

Пункт 3 ст. 81.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67 от 12.06.2002 года предусматривает, что если срок, на который были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, орган местного самоуправления, или депутаты этого органа, истекает в период с 1 апреля по 31 октября после 15 августа 2005 года, как и в рассматриваемом случае, то следующие выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором истекает указанный срок. Таким образом, срок назначения очередных выборов Главы города Сочи установлен в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования (п.7 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а, если выборы должны проводиться во второе воскресенье октября, а не во второе воскресенье марта, то срок для принятия решения о назначении выборов еще не наступил, а, следовательно, и не пропущен.

Поскольку судом установлено, что предусмотренный вышеприведенными положениями Федерального закона срок для принятия решения о назначении очередных выборов Главы муниципального образования город-курорт Сечи не наступил, и, следовательно, не может считаться нарушенным, оснований для удовлетворения заявленных суду требований не имеется.

Довод в кассационной жалобе о том, что суд не принял во внимание закон Краснодарского края от 26 декабря 2005 года, который, по мнению заявителя, подлежал применению и применил ст.81.1 Закона РФ от 12 июня 2006 года №67- ФЗ, который не имеет значения для разрешения данного спора нельзя признать состоятельными.

Положения части 7 статьи 104 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» не могут использоваться при назначении выборов главы муниципального образования город-курорт Сочи, поскольку указанные в ней положения вступили в законную силу после проведения выборов главы муниципального образования в 2004 года, и не имеют обратной силы.

Пунктом 3 статьи 81.1. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что если срок, на который были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, или депутаты указанных органов, истекает в период с 1 апреля по 31 октября после 15 августа 2005 года, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, следующие выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах и данная норма федерального закона распространяется на все выборы в Российской Федерации со времени вступления данного закона в силу.

Другие доводы кассационной жалобы были предметом судебного исследования Краснодарского краевого суда и не нашли подтверждения, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

Решение Краснодарского краевого суда от 05 февраля 2008 года - оставить без изменения, а кассационную Жалобу Дружбина В.И. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 18-Г08-8

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх