Типовые договорыТиповые договоры





Дело № 19-АПГ12-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 июня 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 19-АПГ12-1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 13 июня 2012 г.

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.
при секретаре Аверине А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Гребенюк СИ. и Трощий И.Н. о защите избирательных прав и назначении выборов главы Петровского муниципального района Ставропольского края по единому избирательному округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования, о возложении обязанности на соответствующую избирательную комиссию назначить выборы депутатов Совета Петровского муниципального района Ставропольского края, путем проведения прямых выборов по смешанной системе по апелляционной жалобе Гребенюк СИ. на решение Ставропольского краевого суда от 15 марта 2012 г., которым в удовлетворении заявлений Гребенюк СИ. и Трощий И.Н. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя избирательной комиссии Ставропольского края Мальцевой О. А., представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С, полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Гребенюк СИ. обратился в суд с заявлением, уточнив требования, просил назначить выборы главы Петровского муниципального района Ставропольского края по единому избирательному округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования, согласно части 4 статьи 2 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 г. № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» и назначить выборы депутатов совета Петровского муниципального района Ставропольского края по единому избирательному округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования, по пропорциональной избирательной системе, согласно части 5 статьи 2 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 г. № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае».

Трощий И.Н. обратился в суд с заявлением, уточнив требования, просил суд обязать соответствующую избирательную комиссию назначить выборы депутатов совета Петровского муниципального района Ставропольского края и главы Петровского муниципального района Ставропольского края.

Определением судьи Ставропольского краевого суда от 16 января 2012г. дела по заявлениям Гребенюк СИ. и Трощий И.Н. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Представитель избирательной комиссии Ставропольского края заявленные требования не признала, пояснив, что порядок формирования советов муниципальных районов определяется уставами муниципальных образований. В соответствии с Уставом Петровского муниципального района Ставропольского края срок полномочий совета Петровского муниципального района Ставропольского края (далее - Совет) составляет пять лет, первое заседание Совета состоялось 21 ноября 2007 г., следовательно, срок полномочий Совета истекает 20 ноября 2012 г. Кроме того, заявителями не представлены доказательства, чем конкретно нарушены их права.

Представитель Совета Петровского муниципального района Ставропольского края, территориальной избирательной комиссии Петровского района просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что назначение выборов будет противоречить Уставу Петровского муниципального района Ставропольского края и действующему федеральному законодательству.

Решением Ставропольского краевого суда от 15 марта 2012 г. в удовлетворении заявлений Гребенюк СИ. и Трощий И.Н. отказано.

В апелляционной жалобе Гребенюк СИ. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Гребенюк СИ., от которого поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, Трощий И.Н., представители Совета Петровского муниципального района Ставропольского края и территориальной избирательной комиссии Петровского района.

В соответствии с положениями частей 3 и 4 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Гарантированное частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе относящихся к формам осуществления местного самоуправления, способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям.

Общие правовые и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также гарантии его осуществления, включая порядок формирования представительных органов муниципальных образований, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Согласно части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ представительный орган муниципального района: 1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей; 2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Из изложенного выше следует, что федеральное законодательство не требует, чтобы представительные органы муниципальной власти на всех территориях, в границах которых осуществляется местное самоуправление, формировались по единым (универсальным) правилам, безотносительно к особенностям осуществления местного самоуправления в конкретных пространственных (поселенческих или иных территориальных) пределах.

При этом предполагается, что представительные органы местного самоуправления, призванные обеспечивать формирование и выражение воли населения при решении вопросов местного значения и осуществлять основную функцию муниципального правотворчества, должны получать свою легитимацию напрямую от населения путем муниципальных выборов прежде всего в наиболее приближенных к населению муниципальных образованиях, каковыми являются городские и сельские поселения. Что касается представительных органов муниципальных образований, созданных по территориальному (районному) принципу, то они могут быть сформированы населением и в ином, отличном от муниципальных выборов, порядке, если им обеспечивается формирование соответствующего органа муниципальной власти как органа народного представительства, что возможно и на основе вхождения в его состав лиц из числа ранее избранных населением на муниципальных выборах - глав поселений и депутатов представительных органов поселений.

Кроме того, в рамках действующего правового регулирования выбор способа формирования представительного органа муниципального района из представителей поселений и его закрепление в уставе муниципального района не препятствуют тому, чтобы вновь перейти к формированию представительного органа муниципального района на муниципальных выборах.

Частью 2 статьи 4 Устава Петровского муниципального района Ставропольского края (далее - Устав) территорию муниципального района образуют территории 1 городского и 12 сельских поселений.

В соответствии с частями 1, 3, 4 и 15 статьи 22 Устава Совет муниципального района состоит из глав всех поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава по два депутата от каждого поселения. Совет считается сформированным, если в его состав включены две трети депутатов от установленного числа депутатов. Полномочия сформированного в установленном порядке совета муниципального района второго и 4 последующих созывов начинаются со дня его первого заседания. Срок полномочий совета муниципального района составляет пять лет.

Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 24 Устава глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается советом муниципального района из своего состава и является его председателем. Полномочия главы муниципального района начинаются со дня его избрания на должность и прекращаются со дня начала работы совета муниципального района нового созыва.

Разрешая заявленные требования, суд установил, что первое заседание Совета Петровского муниципального района Ставропольского края второго созыва проведено 21 ноября 2007 г., в соответствии с решениями представительных органов поселений в состав Совета избрано 39 депутатов, срок полномочий депутатов Совета истекает 20 ноября 2012 г.

Отказывая в удовлетворении заявлений Гребенюк СИ и Трощий И.Н., суд исходил из того, что Совет сформирован в полном составе, срок полномочий Совета и главы Петровского муниципального района Ставропольского края на момент рассмотрения дела не истек, оснований для назначения выборов депутатов Совета и главы Петровского муниципального района Ставропольского края, не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания их неправильными не имеется.

При рассмотрении дела в апелляционной инстанции, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, не установила оснований для отмены решения Ставропольского краевого суда от 15 марта 2012 г., которым Гребенюк СИ. и Трощий И.Н. обоснованно отказано в удовлетворении заявлений. Ссылка заявителей на положения пункта 3.1 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку по смыслу правового регулирования её действие направлено на регламентацию вопросов распределения депутатских мандатов в представительном органе муниципального района, формируемого посредством проведения муниципальных выборов. Представительный орган Петровского муниципального района формируется иным способом, что отражено в его Уставе и реализовано в установленном порядке, его состав сформирован. Ни заявителями, ни иными лицами установленный способ формирования представительного органа Петровского муниципального образования не оспаривался, инициатива изменению этого способа, в порядке, установленном законом, не выдвигалась, что не препятствует заявителям использовать указанные правовые возможности.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Ставропольского краевого суда от 15 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную/жалобу Гребенюк СИ. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 19-АПГ12-1

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 131. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх