Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 19-Г10-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 21 апреля 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №19-Г10-1

от 21 апреля 2010 года

 

при секретаре П.В. Алешиной

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения М.Ш. Максудова, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора

председательствующего судей

В.Н. Пирожкова

Т.И. Ерёменко и Л.А. Калининой

Генеральной прокуратуры Российской Федерации В. А. Кротова, полагавшего решение суда по существу оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

установила:

 

Государственной Думой Ставропольского края 14 июля 2008 года принят закон № 45-кз «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности», который 16 июля 2008 года официально опубликован в газете «Ставропольская правда».

Общество с ограниченной ответственностью Ставропольская региональная компания по реализации газа «Ставропольрегионгаз» обратилась в суд с заявлением о признании недействующим и исключении из ст. 5 вышеназванного закона положение о том, что настоящий закон вступает в силу не ранее вступления в силу закона Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год, предусматривающего средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, либо после внесения соответствующих изменений в бюджет Ставропольского края в текущем финансовом году.

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемые положения закона Ставропольского края противоречат ст.8 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также закону Ставропольского края от 09 июня 1994 года № 1-кз «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Ставропольского края», т.е. оспариваемая норма закона нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, т.к. создает препятствия в безубыточной реализации газа педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.

Решением Ставропольского краевого суда от 15 января 2010 года заявление ООО Ставропольской региональной компании по реализации газа «Ставропольрегионгаз» удовлетворено.

Положение ст. 5 закона Ставропольского края № 45-кз от 14.07.2008 года «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности» о том, что настоящий закон вступает в силу не ранее вступления в силу закона Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год, предусматривающего средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате

жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, либо после внесения соответствующих изменений в бюджет Ставропольского края в текущем финансовом году признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе Государственная Дума Ставропольского края просит данное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанного федерального закона, Государственной Думой Ставропольского края принят закон Ставропольского края от 14.07.2008 года № 45-кз «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности», который официально опубликован в газете «Ставропольская правда» 16.07.2008 года.

Оспариваемой в настоящем деле ст. 5 закона Ставропольского края от 14 июля 2008 года № 45-кз «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности» установлено, что данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу закона Ставропольского края о бюджете на очередной финансовый год, предусматривающего средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, либо после внесения

соответствующих изменений в бюджет Ставропольского края в текущем финансовом году.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами.

В силу требований части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 10 марта 2005 года № 71-О «По запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указал, что поскольку защита прав и свобод человека и гражданина - предмет ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 71, пункт «в»; статья 72, пункт «б» части 1, Конституции Российской Федерации), установление сроков вступления в силу законов субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к этой сфере нормативного регулирования, является прерогативой (дискрецией) самого законодательного органа субъекта Российской Федерации, если иное не установлено общим или специальным федеральным законом.

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Ставропольского края установлен специальным Законом Ставропольского края № 1-кз от 09.06.1994 года, статьей 5 которого предусмотрено, что законы Ставропольского края вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Ставропольского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Нормативные правовые акты, ухудшающие положение юридических и физических лиц, обратной силы не имеют.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что федеральный законодатель не связывает обязанность субъектов Российской Федерации установить своими законодательными актами размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» с наличием либо отсутствием средств на указанные цели в бюджете субъекта РФ.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение СтавропольскогоАраевого суда от 15 января 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной Думы Ставропольского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 19-Г10-1

Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей
Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх