Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 20-В11-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 мая 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Гуляева Галина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №20-В11-1

от 27 мая 2011 года

 

председательствующего Корчашкиной Т.Е.,

рассмотрела в судебном заседании 27 мая 2011 г. гражданское дело по иску Абакарова [скрыто] и Абакаровой [скрыто] i к

Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о взыскании недополученной суммы субсидии на приобретение жилья по надзорной жалобе Министерства труда и социального развития Республики Дагестан на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 17 июня 2010 г., которым исковые требования удовлетворены, и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2010 г., которым указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителей Министерства труда и социального развития Республики Дагестан Джамаева М.М., Малачилова Г.Х., поддержавших доводы надзорной жалобы, возражения Абакарова A.M., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Абакаров A.M. и Абакарова З.А. обратились в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о взыскании недополученной суммы субсидии на приобретение жилья за счёт денежных средств, полученных в виде субвенции на выполнение функций по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих инвалидов, в обоснование которого ссылались на то, что они проживают в селе [скрыто] района Республики Дагестан. В состав семьи, состоящей из шести человек, входят трое инвалидов (Абакаров A.M., Абакарова З.А. и их дочь [скрыто] года рождения). С 1983 г. семья состояла на учёте лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с введением положения о предоставлении субсидии за счёт средств федерального бюджета лицам, состоящим на учёте для получения жилья до 1 января 2005 г. (инвалидам, семьям, имеющим ребенка инвалида), ими в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан были представлены все необходимые документы вместе с заявлением о выплате соответствующей субсидии. В декабре 2006 г. субсидия на приобретение жилья в размере [скрыто] рублей была им выплачена. Полагая, что при расчёте суммы субсидии на приобретение жилья были допущены нарушения закона и необоснованно занижен её размер, истцы просили суд произвести перерасчёт указанной суммы с учётом среднерыночной стоимости квадратного метра жилья на каждого члена семьи как семье, имеющей ребёнка инвалида. Представитель ответчика иск не признал.

Решением Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 17 июня 2010 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2010 г., заявленный иск удовлетворён. Суд взыскал с Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в пользу Абакарова A.M. и Абакаровой З.А. недополученную сумму субсидии на приобретение жилья в размере [скрыто] рублей.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2010 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2011 г. надзорная жалоба Министерства труда и социального развития Республики Дагестан с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2010 г. исполнение решения Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 17 июня 2010 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2010 г. приостановлено до окончания производства в суде надзорной инстанции.

В надзорной жалобе Министерства труда и социального развития

Республики Дагестан содержится просьба об отмене указанных судебных постановлений со ссылкой на то, что судом первой и кассационной инстанции была допущена существенная ошибка в применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Абакарова З.А., извещённая о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в её отсутствие, связи с чем на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие Абакаровой З.А.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

В ходе рассмотрения спора судом установлено, что семья истцов, состоящая из шести человек, трое из которых являются инвалидами, в том числе и несовершеннолетний ребёнок, с 1983 г. принята на учёт как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. В декабре 2006 г. на счёт Абакарова A.M. в коммерческом банке [скрыто]» ответчиком была перечислена субсидия на приобретение жилья в сумме [скрыто] рублей с учётом наличия в семье трёх инвалидов и без учёта других членов семьи.

Принимая решение об удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции со ссылкой на положения пункта 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, пришёл к выводу, что субсидия на приобретение жилья инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется на каждого члена семьи в пределах нормы, установленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и этой нормой следовало руководствоваться при предоставлении субсидии семье истцов.

С данной позицией согласился и суд кассационной инстанции.

Судебная коллегия находит приведённые выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм

законодательства, которыми регулируются возникшие правоотношения.

Так, частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.

Суды первой и кассационной инстанции не приняли во внимание, что постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 было принято во исполнение данной нормы закона, а с 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», которым Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен статьёй 28.2.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учёт до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счёт средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона №181-ФЗ, которая устанавливает, что объём средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодательства постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 г. утверждён Порядок предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 1 марта 2005 г. инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим инвалидов.

Кроме того, факт предоставления субсидии на улучшение жилищных условий только льготной категории граждан подтверждается Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждёнными постановлением Правительства Российской

Федерации от 15 октября 2005 года № 614, согласно которым субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации.

Таким образом, субвенции, направляемые из федерального бюджета, являются целевыми межбюджетными трансфертами, предназначенными для обеспечения того объёма и целевой направленности расходных обязательств, которые предусмотрены федеральным законодательством.

Судебными инстанциями также не были приняты во внимание нормы статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и доводы ответчика о пропуске истцами срока исковой давности для обращения в суд, поскольку истцы узнали о нарушении их права на обеспечение субсидией на улучшение жилищных условий 22 декабря 2006 г., а в суд за восстановлением нарушенного права обратились лишь в апреле 2010 г.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия признаёт не основанным на законе вывод суда о наличии у истцов права на предоставление на каждого члена семьи мер социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилья в соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой и кассационной инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия признаёт решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 17 июня 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2010 г. подлежащими отмене.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Абакарова A.M. и Абакаровой З.А. к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о взыскании недополученной суммы субсидии на приобретение жилья.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 17 июня 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам

Верховного Суда Республики Дагестан от 16 июля 2010 г. отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Абакарова

[скрыто] и Абакаровой [скрыто] к

Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о взыскании недополученной суммы субсидии на приобретение жилья отказать.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 20-В11-1

ГК РФ Статья 196. Общий срок исковой давности
ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх