Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 26-В08-28

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 февраля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Колычева Галина Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №26-В08-28

от 19 февраля 2009 года

 

председательствующего Горохова Б.А.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Хашагульгова [скрыто] к прокуратуре Республики Ингушетия о

взыскании задолженности по дополнительным гарантиям и компенсациям за время выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, увеличении выслуги лет для назначения пенсии по надзорной жалобе прокуратуры Республики Ингушетия на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 19 февраля 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 5 апреля 2007 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А., объяснения представителя прокуратуры Республики Ингушетия Агафонова И.Е., поддержавшего надзорную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Хашагульгов А.З. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проходил службу в органах прокуратуры Республики Ингушетия в период с 24 февраля 1999 года по 26 декабря 2001 года в условиях

чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка, в связи с чем, по его мнению, на него распространяются предусмотренные законодательством дополнительные гарантии и компенсации в виде льготного исчисления выслуги лет (один месяц службы за три месяца), компенсации двойных окладов по должности, классному чину, выслуге лет, доплат за особые условия службы и доплат за сложность, напряженность и высокие достижения в труде. Однако в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях данный период службы засчитан не был, задолженность по денежному содержанию составила [скрыто] рублей.

Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 19 февраля 2007 года иск удовлетворен частично. Суд взыскал с прокуратуры Республики Ингушетия в пользу Хашагульгова А.З. задолженность по денежному содержанию за выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте в размере [скрыто] рублей и

денежную компенсацию за не предоставленные путёвки для санаторно-курортного лечения за период с 1999 года по 2001 год в размере [скрыто] рублей, а всего [скрыто] рублей; обязал прокуратуру Республики Ингушетия засчитать Хашагульгову А.З. срок службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте с 24 февраля 1999 года по 26 декабря 2001 года в выслугу лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца. В остальной части исковых требований Хашагульгову А.З. отказал.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 5 апреля 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Прокуратура Республики Ингушетия обратилась в Верховный Суд Республики Ингушетия с надзорной жалобой, в которой просила об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

Президиумом Верховного Суда Республики Ингушетия в порядке надзора дело не было рассмотрено ввиду отсутствия кворума в его составе (постановление от 18 апреля 2008 года).

В надзорной жалобе в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации прокуратура Республики Ингушетия просит отменить решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 19 февраля 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 5 апреля 2007 года, как вынесенные с существенными нарушениями норм материального права, и принять новое судебное постановление об отказе

Хашагульгову А.З. в удовлетворении иска, не передавая дело для нового рассмотрения.

По запросу судьи Верховного Ссуда Российской Федерации от 2 сентября 2008 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки по его материалам доводов надзорной жалобы.

Определением судьи Верховного суда Российской Федерации от 11 января 2009 года надзорная жалоба прокуратуры Республики Ингушетия с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального права допущены судами первой и кассационной инстанции, что выразилось в следующем.

Разрешая спор, суд исходил из того, что в выполнение прокурорскими работниками служебных задач на территории Республики Ингушетия со 2 ноября 1992 года по 26 декабря 2001 года относится к выполнению задач в зоне чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, в связи с чем им должны предоставляться дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Хашагульгов А.З проходил службу в прокуратуре Республики Ингушетия в период с 24 февраля 1999 года по 26 декабря 2001 года в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, однако в этот период предусмотренные Законом дополнительные гарантии и компенсации ему не предоставлялись.

С указанными выводами суда согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с этими выводами суда первой и кассационной инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, которыми регулируется порядок предоставления названных гарантий и компенсаций.

Так, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 года № 649 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942» дополнен раздел 1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям» пунктом 1.3.1 следующего содержания: в выслугу лет (трудовой стаж) для начисления пенсии прокурорским работникам, уволенным со службы в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитывается на льготных условиях период службы (в том числе время нахождения в командировке) в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах из расчета 1 месяц службы (работы) за 3 месяца, в том числе в органах прокуратуры Российской Федерации, действовавших на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, но не ранее чем со 2 ноября 1992 года и не позднее дня отмены чрезвычайного положения на территории этих республик.

Таким образом, на льготных условиях прокурорским работникам засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии лишь тот период службы, который проходил в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

В соответствии с Законом РСФСР «О чрезвычайном положении» и Законом Российской Федерации «О безопасности», Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1992 года № 1327 «О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и

Ингушской Республики» на территории Республики Ингушетия со 2 ноября

1992 года было введено чрезвычайное положение.

Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 года № 407 режим чрезвычайного положения с 31 марта 1993 года был отменен и чрезвычайное положение распространено лишь на отдельные территории Пригородного района и прилегающие к нему местности Республики Северная Осетия-Алания, а также Назрановского района Республики Ингушетия. Этот режим чрезвычайного положения продлевался на основании соответствующих Указов Президента Российской Федерации и с 15 февраля 1995 года был отменен.

Следовательно, вывод суда о зачете периода службы Хашагульгова А.З. с 24 февраля 1999 года по 26 декабря 2001 года на льготных условиях из расчета 1 месяц службы за 3 месяца после отмены чрезвычайного положения является необоснованным.

Нельзя согласиться и с выводами суда в отношении требований истца о взыскании дополнительных денежных выплат.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 21 января

1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим-офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, проходящим военную службу и не заключившим контракта о прохождении военной службы, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта

1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», принятым в соответствии со статьей 7 вышеуказанного закона, предусмотрено, что военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполняющие задачи по установлению мира, законности и правопорядка, нормализации обстановки на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики находятся в условиях

чрезвычайного положения, в связи с чем им предоставляются соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 установлено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации) и предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Действие приведенного пункта распространено на прокурорских работников пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 649 от 29 октября 2005 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №942». Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 года № 649 вступило в силу 11 ноября 2005 года, в связи с чем установление дополнительных денежных компенсаций прокурорским работникам в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 может осуществляться не ранее, чем с 11 ноября 2005 года.

Таким образом, суд в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», придав обратную силу Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 года № 649 (п.2), неправомерно удовлетворил требования истца в части дополнительных денежных компенсаций.

Кроме того, учитывая вышеприведенные нормы, дополнительные гарантии и компенсации, установленные Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4348-1, предоставляются только тем лицам, которые привлекались для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и которые фактически участвовали в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта. При этом само по себе нахождение в период службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной

к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач.

В связи с этим фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ч.1 ст.56 ГПК РФ).

Однако суд удовлетворил требования Хашагульгова А.З. в нарушение требования процессуального законодательства при отсутствии доказательств, подтверждающих фактическое исполнение истцом задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, в частности, таких доказательств как приказы руководителя прокуратуры Республики Ингушетия либо Генерального прокурора РФ, свидетельствующие о выполнении истцом соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Помимо этого, суд незаконно произвел расчет задолженности по дополнительным денежным выплатам исходя из полного денежного содержания истца (должностной оклад, доплата за классные чин, выслугу лет, особые условия службы, доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в труде), поскольку Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 установлено увеличение исключительно окладов по должности и воинским званиям, а не всего денежного содержания при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

При таких обстоятельствах вынесенные по делу судебные постановления нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, и учитывая, что судебными инстанциями допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия считает возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 19 февраля 2007 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 5 апреля 2007 года отменить. Принять новое решение об отказе Хашагульгову А.З. в удовлетворении иска к прокуратуре Республики Ингушетия о взыскании задолженности по дополнительным гарантиям и компенсациям за время выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, увеличении выслуги лет для назначения пенсии.

Статьи законов по Делу № 26-В08-28

ГПК РФ Статья 56. Обязанность доказывания
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх