Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 31-АПГ13-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 августа 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №31-АПГ13-4

от 28 августа 2013 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Паршиной МИ. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Брагина [скрыто] на решение Верховного суда Чувашской

Республики от 13 мая 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Брагина [скрыто] о признании недействующим пункта 5

статьи 5 закона Чувашской Республики от 30 мая 2003 года № 16 «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Чувашской Республики».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлевой Н.М., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Брагин В.И. обратился в Верховный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующим пункта 5 статьи 5 закона Чувашской Республики от 30 мая 2003 года № 16 «Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Чувашской Республики», предусматривающего, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим в Чувашской Республике за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заявитель полагал, что оспариваемый пункт противоречит статье 12, части 1 статьи 130 Конституции РФ, части 2 статьи 36, статьям 97, 98, 99 Конституции Чувашской Республики, статьям 2, 4, 5, 6, 7, 17, 18, 49, 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 15, 31, 86, 136, 140 Бюджетного кодекса РФ, Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закону Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», закону Чувашской Республики от 5 октября 2007 года № 62 «О муниципальной службе Чувашской Республики», уставам муниципальных образований и не может применяться органами местного самоуправления.

В связи с тем, что оспариваемая норма предусматривает определение условий предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, муниципальные служащие, по мнению заявителя, лишены права на реализацию конституционных прав на государственное пенсионное обеспечение на условиях и в размерах, сопоставимых с пенсиями за выслугу лет государственных гражданских служащих Чувашской Республики.

Брагин В.И. пояснил, что является получателем трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и получателем пенсии за выслугу лет в связи с муниципальной службой в администрации Ибресинского района Чувашской Республики. Решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Ибресинского района. Ввиду установления низкого должностного оклада муниципального служащего он не может реализовать право на пенсию за выслугу лет наравне с федеральными государственными гражданскими служащими и государственными гражданскими служащими Чувашской Республики, поскольку размер пенсии за выслугу лет зависит от размера должностного оклада муниципального служащего и назначенной трудовой пенсии.

Решением Верховного суда Чувашской Республики от 13 мая 2013 года в удовлетворении заявления Брагина В.И. отказано.

В апелляционной жалобе Брагина В.И. ставится вопрос об отмене названного решения в связи с неправильностью выводов суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявления Брагина В.И.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с федеральным законом.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ).

Соотношение должностей муниципальной службы в Чувашской Республике и должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики установлено законом Чувашской Республики от 5 октября 2007 года № 62 «О муниципальной службе в Чувашской Республике».

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Изложенное свидетельствует о правильности вывода суда о том, что оспариваемая норма не противоречит Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетному кодексу РФ, поскольку органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), если такое участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов (часть 2 статьи 15.1 и часть 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ); в рассматриваемом случае такое участие предусмотрено пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Правильным является и вывод суда о непротиворечии оспариваемой нормы Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», имеющему иной (нежели в настоящем деле) предмет регулирования.

Касательно довода о противоречии оспариваемой нормы Конституции РФ суд обоснованно указал в решении, что проверку законов субъектов Российской Федерации, принятых по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляет Конституционный Суд РФ.

Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы, не опровергающим выводов суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного суда Чувашской Республики от 13 мая 2013 года

оставить без изменения, удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 31-АПГ13-4

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 130. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов
БК РФ Статья 86. Расходные обязательства муниципального образования

Производство по делу

Загрузка
Наверх