Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 32-АПГ14-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 мая 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Горохов Борис Александрович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 32-АПГ14-12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 23 мая 2014 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Горохова Б.А., судей Гуляевой ГА., Корчашкиной А.М., при секретаре Горловой СВ. рассмотрела в судебном заседании 23 мая 2014г. дело по иску Усова Е В к военному комиссариату Саратовской области о признании права на перерасчет пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 26 февраля 2014г., которым иск удовлетворен. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения Усова Е.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации у с т а н о в и л а : Усов Е.В. обратился в Саратовский областной суд с иском к военному комиссариату Саратовской области, указав в обоснование иска на то, что приказом начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации от 14 мая 2007г. № 12 он был назначен на должность войсковой части по тылу - . В период службы на этой должности он был занят на работах с химическим оружием. Полагал, что занимаемая им воинская должность входит в Перечень профессий и должностей по войсковой части , работа в которых дает право на получение льгот и компенсаций за работу с химическим оружием, о чем имеется справка № 129 от 26 июня 2 2013г., выданная ему командиром войсковой части . Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 мая 2011г. № 536 истец освобожден от занимаемой воинской должности - , и выведен в распоряжение (за штат) , после чего ему была прекращена выплата компенсаций и иных надбавок к денежному довольствию за работу с химическим оружием. Приказом Министра обороны РФ от 7 февраля 2013г. № 95 Усов Е.В. был досрочно уволен с воинской службы в запас в связи с организационно- штатными мероприятиями на основании п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Приказом начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 23 мая 2013г. № 134 Усов Е.В. исключен с 14 мая 2013г. из списков личного состава войсковой части и всех видов обеспечения, и направлен для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата Саратовской области по городам и районам Саратовской области. Истец считает, что в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012г. № 60) занимаемая им должность относится ко второй группе работ с химическим оружием, что дает ему право на получение пенсии с учетом повышенного в 1,25 раза должностного оклада и на перерасчет пенсии с 15 мая 2013г. с применением коэффициента 1,25. Усов Е.В. просил признать за ним право на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 15 мая 2013г., обязать военный комиссариат Саратовской области произвести перерасчет его пенсии с 15 мая 2013 г. с учетом размера повышения должностного оклада по второй группе работ с химическим оружием с применением коэффициента 1,25 в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», и установить пенсию с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности. Представители ответчика и третьего лица - войсковой части иск не признали. Решением Саратовского областного суда от 26 февраля 2014г. иск удовлетворен. В апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и вынесении нового судебного постановления об отказе в удовлетворении иска Усова Е.В. 3 Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине своей неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не усматривает. В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава. Пунктом «б» ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1 (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003г. № 86-ФЗ) установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 ноября 2000г. № 136- ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим 4 оружием» работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия. Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 4 Федерального закона от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному 5 довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению. В приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет 1,5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012г. № 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствования и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР» в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» внесены изменения, согласно которым размер (коэффициент) повышения окладов по воинской (штатной) должности, относящийся ко второй группе работ с химическим оружием с 1 января 2012г. составляет 1,25. Во исполнение Федерального закона от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002г. № 386-25, введенным в действие с 1 апреля 2002г., утверждены Список производств с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, а также Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии. В соответствии с названным постановлением основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, и дата вступления в должность. Согласно сообщению командира войсковой части должность истца Усова Е.В. - « », в которой подполковник Усов Е.В. проходил службу в период с 14 мая 2007г. по 1 июля 2011г., была включена в штат войсковой части и входит в Перечень должностей, дающих право работнику на получение ежемесячной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет (л.д. 20, 51). Проанализировав приведенные выше нормативные правовые акты и иные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что в связи с включением Правительством Российской Федерации войсковой части в список производств с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим 6 оружием, на социальные гарантии, а также должность «заместитель командира (всех категорий и наименований)», в которой истец проходил службу до зачисления в распоряжение, в соответствующий список профессий и должностей, с учетом времени назначения пенсии, истец Усов Е.В. приобрел право на указанные социальные гарантии с 15 мая 2013г. Довод о том, что военный комиссариат Саратовской области не располагает сведениями о привлечении военнослужащих в период прохождения ими военной службы к одному из видов деятельности, дающих право на применение повышающих коэффициентов, в связи с чем не мог произвести перерасчет пенсии, не может повлечь отмену судебного постановления. Судом первой инстанции правильно применены положения законодательства, регулирующие пенсионное обеспечение военнослужащих, в соответствии с которыми обязанность по перерасчету пенсии истцу с учетом повышения тарифной ставки оклада по второй группе работ с химическим оружием с применением коэффициентов 1,5, 1,25 должна быть возложена именно на военный комиссариат Саратовской области. При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства и сделан правильный вывод о том, что во время службы истец фактически занимался деятельностью по второй группе работ с химическим оружием, которая даёт право на перерасчёт пенсии с применением повышающего коэффициента. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, утверждения заявителя об обратном не свидетельствуют о незаконности судебного решения. Оснований для признания неправильной правовой оценки доказательств, положенных в основу решения суда первой инстанции, Судебная коллегия не находит, выводы суда подтверждены материалами настоящего дела. С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации о п р е д е л и л а : решение Саратовского областного суда от 26 февраля 2014г. оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Саратовской области - без удовлетворения. Председательствующий Судьи

null

Статьи законов по Делу № 32-АПГ14-12

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх