Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 33-АПГ13-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 января 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 33-АПГ13-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 29 января 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоПирожкова В.Н.
судейБорисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.
при секретареПаршиной М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Торшина В Ю и Веденеева Л А о признании недействующим в части постановления правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г. № 383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области» по апелляционной жалобе Торшина В.Ю. и Веденеева Л.А. на решение Ленинградского областного суда от 27 сентября 2013 г., которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя губернатора и правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением правительства Ленинградской области от 30 декабря 2010 г.

№ 383 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области согласно приложениям 1 и 2.

Постановлением правительства Ленинградской области от 17 сентября 2012 г. № 292 внесены изменения в таблицу 1 приложения 2 названного выше постановления.

В приложении 1 в действующей редакции содержится таблица с результатами государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области с указанием удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам и по Ленинградской области.

Согласно названной таблице не установлены удельные показатели кадастровой стоимости земель дачных объединений (в минимальном, среднем и максимальном значении) в том числе для Подпорожского муниципального района. В строке 18 таблицы определены удельные показатели кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ленинградской области в минимальном, среднем и максимальном значении соответственно: 104,31; 672,93; 753,60.

В сноске в приложении 1 под значком <*> указано, что в соответствии с п. 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 222 (с последующими изменениями) (далее - Методические указания), в перечисленных случаях кадастровая стоимость земельного участка в составе объединения определяется путём умножения среднего для муниципального района (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка.

В приложении 2 (в действующей редакции) содержатся средние значения показателей кадастровой стоимости садоводческих, огороднических объединений.

Названное постановление правительства Ленинградской области (с последующими изменениями) опубликовано в официальном издании Ленинградской области «Вестник Правительства Ленинградской области» и является действующим.

Торшин В.Ю. и Веденеев Л.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании данного нормативного правового акта в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м земельного участка дачных объединений в Подпорожском муниципальном районе Ленинградской области.

Указали, что в 2010 году приобрели в собственность земельные участки, расположенные по адресу: Ленинградская область, Подпорожский район, массив , относящиеся к категории земель «для сельскохозяйственного производства» с видом разрешённого использования «для сельскохозяйственного производства». Постановлением администрации Подпорожского городского поселения Подпорожского муниципального района от 5 апреля 2011 г. № 67 вид разрешённого использования данных участков изменён, установлен вид «для дачного строительства». Поскольку эти участки не являются вновь образованными и не выявлены в качестве ранее учтённых, не имелось оснований для определения удельного показателя кадастровой стоимости земель в дачных объединениях в названном районе по данным средних значений по Ленинградской области.

Требовалось проведение оценочных процедур по указанному муниципальному образованию. В результате несоблюдения требований закона увеличилось среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земли за 1 кв.м (далее - СЗУПКСЗ) и составило 672, 93 руб. за 1 кв.м, что в свою очередь привело к увеличению налогооблагаемой базы.

Оспариваемое постановление противоречит ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, пп. 5, 8, 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г.

№316.

Ленинградским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просят в апелляционной жалобе Торшин В.Ю. и Веденеев Л.А. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из вывода о том, что результаты кадастровой оценки земель утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением установленных процедур и требований.

Вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно пп. «в» и «к» ч. 1 ст. 72, чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии со ст. 66 ЗК РФ (в редакции на момент начала процедуры оценки) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент).

Проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчётов и полученных результатов является полномочием Роснедвижимости, осуществляемым в процессе проверки отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель (пп. 9.8 - 9.12 Административного регламента).

Проверка отчёта производится Роснедвижимостью до утверждения результатов кадастровой оценки земельных участков органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом территориальное управление Роснедвижимости представляет органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения именно те результаты кадастровой оценки, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена проверка и которые в качестве результатов, согласованных Роснедвижимостью, направлены после проверки в территориальное управление Роснедвижимости для представления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 9.9 Административного регламента).

В ходе разбирательства по делу установлено, что работы по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Ленинградской области были начаты за два года до принятия Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10 июня 2008 г. по результатам аукциона заключён государственный контракт с открытом акционерным обществом «Земельные ресурсы» (далее - ОАО «Земельные ресурсы») на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ленинградской области.

26 октября 2009 г. ОАО «Земельные ресурсы» составлен отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Ленинградской области.

С 20 ноября по 1 декабря 2009 г. данный отчёт проверялся Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии на предмет соответствия Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждённой приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. № П/307, нарушений не выявлено.

4 декабря 2009 г. акт проверки с обобщёнными результатами государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии направлен в Управление Роснедвижимости по Ленинградской области.

19 ноября 2010 г. Управлением Росреестра по Ленинградской области правительству Ленинградской области направлено представление № 10721 с результатами государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области по состоянию на января 1 2008 г. для их утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, установлено, что правительством Ленинградской области утверждены те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена проверка и в отношении которых принято решение о соответствии отчёта установленной Методике и действовавшему законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Доводы Торшина В.Ю. и Веденеева Л.А. являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведённым в решении, отвергнуты, как несостоятельные. Судебная коллегия оснований для иной правовой оценки и отмены судебного постановления не имеет.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ленинградского областного суда от 27 сентября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Торшина В.Ю. и Веденеева Л.А. - без удовлетворения.

Председательствующ судьи

Статьи законов по Делу № 33-АПГ13-5

Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли
НК РФ Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

Производство по делу

Загрузка
Наверх