Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 33-В10-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 августа 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Горохов Борис Александрович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №33-В10-4

от 27 августа 2010 года

 

судей Колычевой Г.А., Корчашкиной Т.Е.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя Комитета финансов Правительства Ленинградской области Кочоровой Е.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

установила:

 

Кокорева Н.И. обратилась в суд с иском к ФГУ Приозерская квартирно-эксплуатационная часть района Ленинградского военного округа, Комитету социальной защиты населения администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, Правительству

Ленинградской области, Комитету социальной защиты населения Ленинградской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании», ссылаясь на то, что она работает воспитателем дошкольного образовательного учреждения № 2026 п. Саперное Приозерского района Ленинградской области, проживает в п. Саперное Приозерского района Ленинградской области, и, в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, однако в период с мая 2006г. по апрель 2009г. оплата за предоставление электроэнергии осуществлялась ею в полном объеме и данные расходы ответчиками компенсированы не были.

Представители ответчиков иск не признали.

Решением Приозерского городского суда от 8 сентября 2009г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 11 ноября 2009г., иск удовлетворен частично.

Суд постановил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Коноревой Н.И. расходы в размере | | Щ, понесенные в результате

непредоставления льгот по оплате жилого помещения, отопления, освещения, предусмотренных абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», за период с 1 октября 2006г. по апрель 2009г.

В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

В надзорной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ленинградской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2010г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010г. передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Из материалов дела следует, что судом при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании» пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 6 мая 2003г. № 52-ФЗ «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Разрешая спор, судебные инстанции, руководствуясь приведенными нормами, а также учитывая положения статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пришли к выводу о том, что поскольку финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета, то отсутствие в 2006-2009 годах бюджетного финансирования на указанные цели, не может нарушать право Кокоревой Н.И. на бесплатное предоставление жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии.

В данном случае судом дано неправильное толкование норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании» нормативными актами Ленинградской области предусмотрен размер, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки для педагогов, работающих и проживающих в сельской местности.

В соответствии со ст. 2 Закона Ленинградской области от 1 марта 2005г. № 13-03 «Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области» педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату 100 процентов за жилое помещение, ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату 100 процентов за электроснабжение и отопление.

Согласно ст. ст.5 и 6 этого же Закона меры социальной поддержки, установленные настоящим областным законом, финансируются за счет средств областного бюджета Ленинградской области.

Порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим областным законом, утверждается Правительством Ленинградской области.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 13 мая 2005г. № 131 утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности Ленинградской области, в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с п. 3.1. Положения органы социальной защиты населения в соответствии с заключенными с комитетом по социальной защите населения Ленинградской области договорами о мерах по реализации областного закона «Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности Ленинградской области» осуществляют прием и проверку документов, представляемых гражданами и организациями в соответствии с настоящим Положением; принимают решения о назначении либо отказе в назначении ежемесячной компенсации; формирует личные дела и базу данных граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации; заключают соглашения об информационном обмене, обеспечивают перечисление денежных средств гражданам и выполняют иные функции, предусмотренные Положением.

Согласно п. 4.1 Положения для назначения ежемесячной компенсации граждане представляют в орган социальной защиты населения по месту жительства следующие документы: заявление, справку о регистрации по месту жительства и составе семьи, копию паспорта, копию пенсионного удостоверения (для граждан, вышедших на пенсию), копию трудовой книжки либо справку о работе в сельской местности, справку с места работы с указанием даты поступления на работу, занимаемой должности, места нахождения учреждения, квитанцию об оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Перечень документов для предоставления в органы социальной защиты населения по месту жительства, указанный в п. 4.1. Положения является исчерпывающим.

Таким образом, законодательством Ленинградской области установлены порядок предоставления мер социальной поддержки, в связи с чем несоблюдение субъектом Российской Федерации приведённого порядка финансирования льгот по оплате коммунальных услуг педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения права гражданина, установленного федеральным законодательством.

В то же время в силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации.

С учётом изложенного выводы суда о том, что, поскольку финансирование социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих посёлках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением относится к расходным обязательствам Российской Федерации, понесённые Кокоревой Н.И. убытки в результате оплаты жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении указанных норм материального права.

Доводы Комитета финансов Правительства Ленинградской области о том, что жилое помещение, в котором проживает истица, находится на балансе ФГУ Приозерская квартирно-эксплуатационная часть района Ленинградского военного округа, в связи с чем предоставление льгот истице не может быть произведено за счёт средств Ленинградской области, не может рассматриваться как подтверждение правильности вынесенного судом решения. Этот довод может быть учтён судом при новом рассмотрении дела, в ходе которого суду следует определить, какой конкретно орган должен предоставить истице возможность реализации её права на льготную оплату жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 387, 390, 391 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Приозерского городского суда от 8 сентября 2009г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 11 ноября 2009г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий:

Статьи законов по Делу № 33-В10-4

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 391. Вступление в законную силу постановления или определения суда кассационной инстанции
БК РФ Статья 1. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации
БК РФ Статья 152. Участники бюджетного процесса

Производство по делу

Загрузка
Наверх