Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 39-КГ13-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 апреля 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Назарова Алла Михайловна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №39-КГ13-2

от 19 апреля 2013 года

 

председательствующего Горохова Б.А.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Автурханова [скрыто] к Курской таможне, Федеральной

таможенной службе о включении в выслугу лет периодов службы, применении льготного исчисления к периодам службы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по выслуге лет,

по кассационным жалобам Курской таможни, Федеральной таможенной службы на решение Ленинского районного суда г. Курска от 27 февраля 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 7 июня 2012 года, которыми исковые требования Автурханова A.M. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой A.M., выслушав объяснения представителей Федеральной таможенной службы Леоненко Д.В., Савекина В.В., Татаринова В.В., Валевской И.С., представителя Курской таможни Бочарова Д.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

установила:

 

приказом от 31 марта 2010 года Автурханов A.M. уволен со службы в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. С 1 апреля 2010 года ему назначена пенсия с учетом календарного исчисления выслуги лет 26 лет 6 месяцев 11 дней. При этом в выслугу лет не засчитаны периоды службы: с 15 июня 1973 года по 29

мая 1975 года в должности милиционера-водителя Заводского РОВД г. Грозного, с 15 ноября 1991 года по 14 сентября 1993 года в должности начальника отдела полиции при мэрии Надтеречного района, с 15 сентября

1993 года по 14 апреля 1994 года в должности начальника вооружений с. Знаменское, с 15 апреля 1994 года по 14 сентября 1994 года в должности начальника отдела - заместителя по тылу Вооруженных Сил Временного Совета Чеченской Республики, с 15 сентября 1994 года по 15 февраля 1995 года в должности начальника Департамента таможенной службы Чеченской таможни, со 2 ноября 1980 года по 1 июля 1981 года и с 22 июля 1985 года по 15 февраля 1986 года - периоды службы в органах внутренних дел Абхазской АССР.

Автурханов А.М. обратился в суд с иском к Курской таможне, Федеральной таможенной службе о включении в выслугу лет указанных периодов службы, применении льготного исчисления из расчета 1 месяц за полтора месяца к периодам с 15 ноября 1991 года по 14 сентября 1993 года в должности начальника отдела полиции при мэрии Надтеречного района, с 15 сентября 1993 года по 14 апреля 1994 года в должности начальника вооружений с. Знаменское, с 15 апреля 1994 года по 14 сентября 1994 года в должности начальника отдела - заместителя по тылу Вооруженных Сил Временного Совета Чеченской Республики, с 15 сентября 1994 года по 15 февраля 1995 года в должности начальника Департамента таможенной службы Чеченской таможни, возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии по выслуге лет с момента ее назначения - с 1 апреля 2010 года.

Решением Ленинского районного суда г. Курска от 27 февраля 2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 7 июня 2012 года, исковые требования удовлетворены: ответчики обязаны засчитать Автурханову А.М. в выслугу лет периоды службы: с 15 июня 1973 года по 29 мая 1975 года в должности милиционера-водителя ЗаводскогоРОВД г. Грозного, с 15 ноября 1991 года по 14 сентября 1993 года в должности начальника отдела полиции при мэрии Надтеречного района Чечни, с 15 сентября 1993 года по 14 апреля

1994 года в должности начальника вооружений с. Знаменское Чечни, с 15 апреля 1994 года по 14 сентября 1994 года в должности начальника отдела, заместителя по тылу Вооруженных Сил Временного Совета Чеченской Республики, с 15 сентября 1994 года по 15 февраля 1995 года в должности начальника Департамента таможенной службы Чеченской таможни, со 2 ноября 1980 года по 1 июля 1981 года и с 22 июля 1985 года по 15 февраля 1986 года -периоды службы в ГОВД г. Сухуми (Абхазская АССР); обязаны применить льготное исчисление из расчета 1 месяц за полтора месяца к периодам службы Автурханова А.М.: с 15 ноября 1991 года по 14 сентября 1993 года в должности начальника отдела полиции при мэрии Надтеречного района Чечни, с 15 сентября 1993 года по 14 апреля 1994 года в должности начальника вооружений с. Знаменское Чечни, с 15 апреля 1994 года по 14 сентября 1994 года в должности начальника отдела, заместителя по тылу Вооруженных Сил Временного Совета Чеченской Республики, с 15 сентября 1994 года по 15

февраля 1995 года в должности начальника Департамента таможенной службы Чеченской таможни и произвести перерасчет назначенной Автурханову A.M. пенсии по выслуге лет с момента ее назначения - с 1 апреля 2010 года.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2013 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе представителей Курской таможни и Федеральной таможенной службы, поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ставится вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Курска от 27 февраля 2012 года, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 7 июня 2012 года.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховном Суда Российской Федерации Автурханов A.M., извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит судебные постановления подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом при рассмотрении настоящего дела были допущены такого характера существенные нарушения.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, приказом начальника Курской таможни от 31 марта 2010 года начальник Суджанского таможенного поста Автурханов A.M. уволен со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Ему назначена пенсия с 1 апреля 2010 года с учетом календарного исчисления выслуги лет 26 лет 6 месяцев 11 дней.

Трудовая книжка Автурханова A.M. утеряна в период военных действий в Чеченской Республике. В трудовой книжке Автурханова A.M., заведенной 27

февраля 1995 года, первой записью значится работа на должности начальника Чеченской таможни ГТК России.

Удовлетворяя заявленные требования о включении спорных периодов в выслугу лет, судебные инстанции исходили из того, что представленными по делу доказательствами подтвержден факт прохождения истцом службы в спорные периоды.

Между тем, Судебная коллегия находит приведенные выводы судебных инстанций ошибочными, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов определяется Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 103.

Подпунктом «а» пункта 2 данного Положения предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются: а) исчисленное в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» время службы (работы): в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных Законом Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации; указанное в статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»; б) время службы (работы) в учреждениях и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и таможенных органов бывшего Союза ССР на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания; в) время работы в органах и центральном

аппарате Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации в качестве руководителей и специалистов по профилю деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти; г) время работы в органах и центральном аппарате Государственной налоговой службы Российской Федерации в качестве руководителей и инспекторов по профилю работы указанного федерального органа исполнительной власти; д) время работы (службы) в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, исчисленное в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям»; е) время работы в качестве судьи; ж) время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев; з) иные периоды работы, кроме вышеперечисленных, учтенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет (зачисленным в таможенные органы до 1 сентября 1997 года).

Суд первой инстанции, принимая решение о включении спорных периодов в выслугу лет для расчета пенсии, исходил из положений статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах, по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и в органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которыми предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время

пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Однако судом не было учтено, что работа (служба) в должностях начальника отдела полиции при мэрии района Чечни, начальника вооружений, начальника отдела, заместителя по тылу Вооруженных Сил Временного Совета Чеченской Республики, начальника Департамента таможенной службы Чеченской таможни, согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 103 не относятся к видам службы, которые подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходивших службу в таможенных органах Российской Федерации, уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии.

Кроме того, сведений о прохождении Автурхановым А.М. службы в период с 15 июня 1973 года по 29 мая 1975 года в должности милиционера-водителя Заводского РОВД г. Грозного, со 2 ноября 1980 года по 1 июля 1981 года и с 22 июля 1985 года по 15 февраля 1986 года - в органах внутренних дел Абхазской АССР в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, Судебная коллегия полагает, что вывод судебных инстанций о включении спорных периодов в выслугу лет нельзя признать законным.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия признает решение Ленинского районного суда г. Курска от 27 февраля 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 7 июня 2012 года незаконными, принятыми с существенным нарушением норм материального права и подлежащими отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Курска от 27 февраля 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 7 июня 2012 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Автурханова [скрыто] к Курской таможне,

Федеральной таможенной службе о включении в выслугу лет периодов службы, применении льготного исчисления к периодам службы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по выслуге лет отказать.

Статьи законов по Делу № 39-КГ13-2

ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх