Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 44-Г09-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 17 июня 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №44-Г09-10

от 17 июня 2009 года

 

председательствующего Меркулова В.П.,

при секретаре Царевой Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 12 марта 2009 года, которым признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2008 года № 646-п «О критериях оценки земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя Правительства Пермского края Овсянниковой Л.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

25 ноября 2008 года принято постановление Правительства Пермского края № 646-п «О критериях оценки земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения».

Постановление опубликовано в печатном издании «Бюллетень правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» от 1 декабря 2008 года № 22 и вступило в законную силу.

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании названного постановления недействующим как противоречащего

федеральному законодательству в связи с принятием его с превышением компетенции, предоставленной субъекту Российской Федерации.

Прокурор полагал, что критерии, установленные оспариваемым постановлением, определяют случаи ненадлежащего использования и использования не в соответствии с целевым назначением земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, посредством которых возможно решение вопросов о прекращении прав на земельные участки. Правовое регулирование таковых вопросов отнесено к ведению Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Земельным и Гражданским кодексами РФ.

Решением Пермского краевого суда от 12 марта 2009 года заявление заместителя прокурора Пермского края удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительства Пермского края ставится вопрос об отмене вышеуказанного решения как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не усматривает.

Оспариваемым постановлением Правительства Пермского края утверждены критерии оценки земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения для признания земельного участка неиспользуемым в соответствии с целевым назначением в течение трех лет и критерии оценки земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения для признания земельного участка используемым не в соответствии с его целевым назначением в течение трех лет.

В соответствии с критериями оценки земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения для признания земельного участка неиспользуемым в соответствии с целевым назначением в течение трех лет таковым признается земельный участок, на котором не ведется сельскохозяйственное производство или иная связанная с сельскохозяйственным производством деятельность, отвечающий одному из следующих критериев: выбытие земельного участка из сельскохозяйственного использования вследствие залесенности и (или) закустаренности на площади свыше 15 процентов пашни, для иных земельных участков - на площади свыше 30 процентов; выбытие земельного участка из сельскохозяйственного использования вследствие зарастания сорными растениями (более 500 штук на квадратный метр).

Согласно критериям оценки земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения для признания земельного участка используемым не в соответствии с его целевым назначением в течение трех лет таковым признается земельный участок, отвечающий одному из следующих критериев: осуществление на земельном участке строительства и эксплуатации объектов недвижимости, не относящихся к сельскохозяйственному производству; нахождение на земельном участке незарегистрированных

карьеров; нахождение на земельном участке несанкционированных свалок или захламление земельного участка отходами производства.

Как следует их преамбулы постановления, оно принято в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в целях вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 6 названного Федерального закона № 101-ФЗ регулирует отношения по принудительному изъятию и прекращению прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены Земельным кодексом РФ. Принудительное прекращение аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков относится к полномочиям Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 9 Земельного кодекса РФ).

В процессе рассмотрения дела суд проанализировал содержание критериев, утвержденных оспариваемым постановлением Правительства Пермского края, и пришел к выводу о том, что они направлены на вовлечение земельных участков в гражданский оборот, что связано с прекращением прав на эти земельные участки и их изъятием. Таковой вывод следует и из преамбулы постановления, содержащей указание на его принятие в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующей правоотношения по принудительному изъятию и прекращению прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Дав анализ приведенным выше положениям материального закона, суд, разрешая заявленные требования, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемым постановлением Правительства Пермского края урегулированы отношения, находящиеся в области регулирования федерального законодателя.

Установив, что постановление принято с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, суд признал его противоречащим федеральному законодательству.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, соответствуют требованиям материального закона, а потому не усматривает оснований к отмене постановленного решения.

Доводы кассационной жалобы Правительства Пермского края сводятся к изложению позиции, заключающейся в том, что оспариваемое постановление не регулирует отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения. Таковая позиция излагалась представителем Правительства Пермского края в процессе рассмотрения дела и получила оценку суда в решении. Каких-либо доводов, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит, поэтому по ее доводам решение отмене не подлежит.

Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом, нельзя признать состоятельным. Постановление издано в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, опубликовано в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. Из содержания постановления следует, что оно рассчитано на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц. На основании установленных им критериев возможно решение вопросов об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращении прав на них.

Таким образом, постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2008 года № 646-п «О критериях оценки земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения» обладает признаками, характеризующими нормативный правовой акт.

Не усматривая оснований к отмене решения, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Пермского краевого суда от 12 марта 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 44-Г09-10

ЗК РФ Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Производство по делу

Загрузка
Наверх