Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 44-Г09-20

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 5 августа 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №44-Г09-20

от 5 августа 2009 года

 

председательствующего Меркулова В.П.

при секретаре Проскуриной Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 14 мая 2009 года, которым удовлетворено заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю о признании недействующим нормативного правового акта.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителей правительства Пермского края -Ястребовой И.Е. и Халявина Д.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю - Баева А.Н. и ФГОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н.Прянишникова» - Комонова СИ., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

30 октября 2008 года правительством Пермского края принято постановление № 591-п «О включении земельного участка в границы населённого пункта село Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края и об изменении вида

разрешённого использования земельного участка», опубликованное в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, № 18, 1 ноября 2008 года.

Пунктом 1 названного постановления в границы села Фролы Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края включён земельный участок, кадастровый номер 59:32:0000000:5, площадью 36 790 000,00 кв.м, пунктом 2 постановления -изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка: жилищное строительство.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее - Территориальное управление) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим данного постановления, ссылаясь на то, что оно противоречит положениям федеральных законов «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

Решением Пермского краевого суда от 14 мая 2009 года заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе правительство Пермского края просит об отмене решения как незаконного и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Суд, признавая недействующим постановление правительства Пермского края от 30 октября 2008 года № 591-п, исходил из вывода о том, что оно противоречит федеральному и краевому законодательству, имеющим большую юридическую силу.

Вывод суда, изложенный в решении суда, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

Пунктом 1 статьи 3.2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ), предусмотрено, что в случае принятия в период с 1 мая 2007 года по 1 ноября 2008 года

решений о включении находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации до 1 мая 2007 года.

Статьёй 3.1 данного Федерального закона установлены правовые основы разграничения государственной собственности на землю. В силу пункта 1 этой нормы к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, согласно пункту 10 статьи 10 того же Закона осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1).

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов (часть 2).

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в

границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона (часть 3).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта (часть 4).

Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении. При этом проведения публичных слушаний по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта не предусмотрено (часть 5).

Также орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта и прилагаемые к нему документы (часть 13).

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по истечении тридцати дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Судом установлено, что в Пермском крае действует Закон Пермского края от 8 октября 208 года № 313-ПК «О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населённых пунктов либо исключении земельных участков из границ населённых пунктов и об установлении или об изменении вида разрешённого использования земельных участков и внесении изменений в Закон Пермского края «О регулировании градостроительной деятельности в Пермском крае».

В соответствии с частью 2 статьи 2 названного Закона Пермского края при включении земельных участков в границы населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования мотивировка в заявлении в обязательном порядке должна содержать обоснование возможности использования земельных участков в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования. Согласно частям 4 и 5 той же статьи того же Закона при подготовке заключения определение возможности и целесообразности осуществляется уполномоченным органом на основании следующих показателей:

потребности в соответствующей территориальной зоне в населенном пункте и на территории соответствующего муниципального образования в целом;

прогнозные показатели объемов строительства на земельных участках (в случае если испрашиваемый вид разрешенного использования предполагает возведение объектов капитального строительства);

неиспользуемость земель по целевому назначению;

состояние и перспективы развития транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов благоустройства.

Уполномоченный орган дает положительное или отрицательное заключение на основании анализа документов, представленных заинтересованным лицом, а также заявления заинтересованного лица и проверки достоверности изложенных в нем сведений.

В заключении, помимо обоснований возможности (невозможности) и (или) целесообразности (нецелесообразности), в обязательном порядке должна содержаться информация:

о нахождении земельного участка на территории соответствующего муниципального образования или на межселенной территории;

о неиспользуемости земельных участков по их целевому назначению;

об отсутствии схемы территориального планирования или генерального плана соответствующего муниципального образования, генерального плана населенного пункта, в границы которого включается земельный участок.

Основанием для возвращения правительством Пермского края в уполномоченный орган документов, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом, без принятия решения является несоответствие представленных документов по форме, объему или содержанию действующему законодательству (часть 1 статьи 3 Закона Пермского края № 313-ПК).

Установлено, что постановлением администрации Пермского района Пермской области от 18.12.1992 № 611 Пермскому сельскохозяйственному институту имени академика Д.Н. Прянишникова был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок общей площадью 3794 га.

В соответствии со статьей 12 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставленное землепользователям до

введения в действие Земельного кодекса РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» данное право является возникшим ранее и подлежит регистрации по желанию правообладателя.

Пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Таким образом, в настоящий момент вышеуказанный земельный участок общей площадью 3794 га принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова» и в силу пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса РФ, пункта 1 статьи 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является федеральной собственностью. Однако ранее возникшее право собственности Российской Федерации в отношении указанного участка не зарегистрировано, что в силу пункта 10 статьи 3 упомянутого Федерального закона исключает возможность распоряжения им.

Также установлено, что земельный участок, о котором возник спор, площадью 3679 га, не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, является частью земельного участка площадью 3794 га, находящегося в федеральной собственности и принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова», что исключало возможность разделения указанного земельного участка до регистрации указанного вещного права.

Таким образом, при отсутствии самого земельного участка решение о включении его в границы населенного пункта принято быть не могло.

Основанием для принятия решения, как установлено судом, явилось обращение Министерства градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, то есть органа, не наделенного такими полномочиями. Заявление не содержало необходимой мотивировки. При этом не был надлежащим образом подготовлен пакет документов в соответствии с требованиями закона. Помимо процедуры был нарушен срок для принятия решения о включении спорного земельного участка в границу населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования.

В связи с чем, является правильным вывод в решении суда о том, что правительство Пермского края не вправе было принимать какие-либо акты в отношении земельного участка, о котором возник спор, в том числе -оспариваемого нормативного правового акта, принятый акт противоречит имеющим большую юридическую силу федеральному и краевому законодательству.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

Кассационная жалоба правительства Пермского края не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда в кассационном порядке.

В силу и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Пермского краевого суда от 14 мая 2009 года оставить без

Статьи законов по Делу № 44-Г09-20

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ЗК РФ Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
ЗК РФ Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

Производство по делу

Загрузка
Наверх